К. Циолковский,

Миражи будущего общественного устройства. –

М., Самообразование, 2006.

 

Если неизбежна борьба и сопряженные с ней убийства и насилия, то нужно, по возможности, обезвредить эти войны и драки. Для этого нужно ввести закон: запретить производство всяких орудий истребления человека. За уклонение от этого закона должны судиться страны, общества и отдельные лица. Союз всех народов сам с собою не может воевать, разве с союзом народов других планет, но пока эта борьба нам не угрожает. (Стр. 14).

Мой комментарий: Полагаю, что homo sapiens, по крайней мере на данном витке своей эволюции, не может обходиться без войн и драк. Тем не менее я выступаю за хотя бы частичное разоружение homo sapiens: "Должны ли быть ограничения на торговлю оружиeм?" – "Оружие можно продавать лишь семи категориям покупателей: 1). армии, 2). пограничникам, 3). таможенникам, 4). полиции, 5). оxранным службам; 6). охотникам, 7). частным лицам, на жизнь которыx – в силу разныx причин – существует повышенная опасность покушения". – "Должна ли существовать мeждународная торговля оружиeм?" – "Оружиe можно продавать зрубеж лишь по просьбe правитeльств дружeствeнныx стран для нужд иx пограничныx, полицейских, таможенных и оxранныx служб. Нeльзя продавать оружиe для армий зарубeжныx стран". – "Всe ли виды оружия можно продавать зарубeж?" – "Можно: холодное оружие, пистолeты, ружья, гранаты, автоматы, пулeмёты. Нeльзя: мины, артиллeрию, ракeтноe оружиe, самолёты, вeртолёты, бомбы, танки, корабли".[1]

И я разделяю опасения Циолковского о возможности межпланетных войн.

 

Сначала развивалась личная сила человека, потом сила семьи, далее – маленьких обществ, затем больших обществ и государств. Теперь должно быть единение всех людей. Не все сразу. Человечество имеет историю. Постепенность развития неизбежна. Но никто не мешает нам это развитие ускорить и довести его до вершины, до единения всего населения земного шара. (Стр. 16).

Мой комментарий: В размышлизме "Планетарной правительство" я писал: "Я не сторонник создания единой Земной империи, во всяком случае в нынешнем тысячелетии, – не надо форсировать такие далеко не безболезненные процессы. Но полагаю, что в конце концов над правительствами разных стран должно стать Планетарное правительство, не вмешивающееся в локальные проблемы стран, но эффективно решающее общепланетарные проблемы и в первую очередь – космическую. От ООН к Планетарному правительству – вот единственно возможная сейчас эволюция государственности на планете Земля".[2]

 

Право на землю давало возможность владельцу серьезно заняться землей, улучшить удобрение и обработку земли. Оно давало энергию владельцу, который в надежде на урожай, усердно работал: пахал, удобрял, полол, выкапывал, собирал и хранил плоды. Без права на землю невозможна была бы агрикультура. Мы бы и сейчас оставались скотоводами или охотниками. (Стр. 20).

Мой комментарий: Действительности, земледелие невозможно без уверенности в том, что человек, вложивший в землю свой труд, сможет через несколько месяцев получить с этой земли урожай.

 

Не только изобретение должно поощряться, но и всякая добрая мысль. Старая – менее, новая – более. Должен быть отличен и записан в книги человек, именно он, подаривший людям новую великую идею, или восстановивший старую, забытую, но полезную. Надо прежде всегда облегчить проникновение новых мыслей в общество. (Стр. 26).

Мой комментарий: Для Циолковского это было весьма актуально, ведь б'ольшую часть его рукописей НКВД отбирало, и высказанные в них идеи стали доходить до читателей лишь после распада Советского Союза, а с ним и упразднения КГБ, наследника НКВД.

 

Разумные браки могут еще усилить талантливость рода. <…>

Обязанность при заключении единобрачия не только руководствоваться своими желаниями и страстями, но и стремлением к усовершенствованию рода. Для этого надо подчиняться, при вступлении в брак, совету общества (хотя это и не вполне обязательно). (Стр. 27, 128).

Мой комментарий: Циолковский – сторонник "мягкой" евгеники.

 

Род неизлечимо больных и несовершенных людей тоже должен понемногу погашаться лишением возможности иметь детей. Они могут жить в браке, пользоваться всевозможными удобствами и всем доступным для них счастьем, но не правом производить неограниченно себе подобных. <…>

Дать возможность размножаться злодеям, слабым, болезненным, природным калекам и т. д., без особенных заслуг с их стороны, значит погрузить человечество в пучину бедствий, как в настоящей, так и в будущей жизни. <…> Оставляя несовершенным свободу размножать, мы делаем зло, так как наполняем мир несчастными, которые будут проклинать родителей за свои муки. (Стр. 103, 143, 183).

 

В самом деле, беспрерывное и жестокое убийство миллионов высших животных ради их мяса, не может вечно продолжаться. Это унижение для человечества. (Стр. 28).

Мой комментарий: Полагаю, что эта вегетарианская идеология ошибочна: мясная еда органична для homo sapiens, а значит безгреховна.

 

Право иметь определенное число детей со взаимного согласия супругов и разрешения сельского общества. (Стр. 110).

Мой комментарий: Я тоже – за квоту деторождения.

 

Наука существует секунду, момент в сравнении с бесконечностью времен прошедших и будущих? Может ли она полно познать бесконечно сложную вселенную, развивавшуюся бесконечное число дециллионов лет и давшую, по необходимости, беспредельную сложность явлений?

Как мы, дети мгновения, дети одной пылинки космоса, можем безошибочно разобраться в этой сложности или хоть приблизительно объять ее?

Не упустим ли беспредельность и не постигнем ли только одну каплю ее? (Стр. 141).

Мой комментарий: У меня есть строчка: "преодолев свою отдельность/ я научился счастью дня/ узрел я Бога беспредельность/ и ограниченность меня". ("Я не крещен и не обреза").[3]

 

Надо говорить о том, что всего важнее. Всего важнее вопросы: 1) будет ли жить человек после смерти, и 2) если будет, то какова эта жизнь. <...> Процент веры различен: от 0 до 100. (Стр. 174).

Мой комментарий: "Процент веры" – это та же идея, что в моем размышлизме, названном почти так же: "Процент уверенности".[4]

 

Поэтому население совершенных существ быстро заполняет все пустынные планеты. Низшая жизнь без страданий уничтожается. Так огородник уничтожает сорные травы и садит на грядках полезные овощи. (Стр. 180).

Мой комментарий: По Циолковскому, закон борьбы за существование действует и в космосе.

 

Она /планета Земля/ одна из триллионной доли планет, обреченных на почетные муки самозарождения (автогонии) для достижения совершенства и пополнения вселенной высшей жизнью. Если бы ей суждено быть истребленной, то это совершилось бы ранее, когда она была заполнена совсем несознательной низшей жизнью. Теперь мы много страдали. Эти страдания не могут пропасть бесследно. Этого не может допустить разум высших существ, царствующих во вселенной. (Стр. 181).

Мой комментарий: По Циолковскому, выживаемость нашей цивилизации на планете Земля – не случайна, а обеспечена высшими существами космоса. Богами?

 

Отборные мужчины-производители, по согласию с женихами и их невестами, должны последних оплодотворить, т. е. зачатие должно производиться не женихами, а особыми производителями. Когда женщина забеременела, она может жить с женихом до рождения ребенка и нового зачатия (производителем), после чего муж вступает в союз с той же женой. Один хороший производитель таким образом может в течение своей жизни оплодотворить тысячи жен. Таким способом плохие мужья будут иметь прелестных детей. Неужели они могут быть этим недовольны? Я проповедую «право первой ночи» , но не с деспотической точки зрения, а с целью улучшения рода и притом без всякого насилия. Кто не хочет исполнять предложенного – и не нужно. (Стр. 184).

 

Не заблуждаюсь ли я? Указываю ли на самое лучшее? Конечно, не я самый сведущий и самый умный на Земле. Его надо отыскать. Отыскать и других, ему подобных помощников. Они вернее вам укажут путь к счастью. Я скажу, как это сделать, а отысканный высший меня поправит. (Стр. 185).

 

Всеобщая нищета, непрерывный изнурительный труд, употребление ядов (опиум, спирт, кофе, чай) мало оставляют времени и сил для размышления и приобретения сознания. Прежде всего, надо их устранить. Возможно ли это? Возможно, когда распоряжаться Землей будут высшие избранные, по возможности, самые умные из человечества. (Стр. 185).

 

Прямые выборы невозможны, так как не дадут лучшего из людей. Не могу же я выбирать из миллионов. Я не могу их всех узнать, даже никогда их не видал. Выбирать же по слухам и газетам очень рискованно. Многостепенность выборов необходима, чтобы отметить хоть мало-мальски порядочных людей. (Стр. 189).

 

...Делимость материи беспредельна. (Стр. 206).

 

Смерть есть не уничтожение, а перемена формы, иное сочетание атомов. В неорганической материи существование не заметно, как самый глубочайший обморок. Поэтому его как бы не существует. Преобразование в организованную материю воспринимается как жизнь. (Стр. 210).

 

Кроме того, мы пришли к твердому убеждению относительно существования особенно высоких, но вполне материальных животных, которых мы называем богами. Так существуют: планетные боги, боги солнечных систем, боги солнечных групп и т. п., вплоть до единого бога вселенной, которого можно назвать космическим богом. У всех этих богов должна быть великая сила и власть. (Стр. 211).

 

Дети развращаются золотом, которое они не заработали, и потому умные отцы будут им завещать умеренное укрепляющее, а не развращающее богатство. (Стр. 216).

 

Но положим, что нажившийся не зароет и не истребит свое золото, а начнет тратить его на самого себя, раздавать его недостойным людям, детям, родственникам, льстецам и прочим. Все эти люди заставят работать прочих на них, служить им, делать дома, вещи, исполнять глупости, производить предметы роскоши, соблазнять женщин и мужчин неестественными союзами без любви и прочим. (Стр. 221).

 

Конечно, может быть и обратное: талантливый капиталист затеет ряд дел, которые обогатят человечество. Однако рассчитывать на это нельзя (потому что таланты большею частью бывают односторонними, т. е. дарования узки и не простираются до социалистического гения) и нужно какими-либо законами ограничить власть капитала. Мне кажется, можно не ограничивать эту власть пока она проявляет себя хорошими результатами. Но если результаты начинают клониться к упадку, то капиталист подвергается суду общества и его решению, вплоть до отобрания капитала в пользу человечества. (Стр. 221).

 

Сейчас люди слабы, но и то преобразовывают поверхность Земли. Через миллионы лет это могущество их усилится до того, что они изменят поверхность Земли, ее океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и будут распоряжаться в пределах солнечной системы, как и на самой Земле. Будут путешествовать и за пределами планетной системы. (Стр. 224-225).

 

Итак, целесообразность мира еще состоит в том, что нет в нем ни одной его части, которая не жила бы бесчисленное число раз органической жизнью. Действительно, непрерывное перемешивание материи в периоды разрушения и создания небесных тел ни одну часть вещества не избавляет от участия в животной жизни. Даже центры солнц, планет и туманностей не могут ее избежать...

Никто не обижен, ни один атом. Он всегда будет иметь бесконечно повторяющуюся животную жизнь. (Стр. 225).

 

Отсюда вывод совершенного разума: в природе ничего не должно быть, кроме счастья, радости, силы, здоровья, знания, ума и могущества. Ясно, что всякий разум должен в космосе устранять зло и не допускать ни малейших мучений. (Стр. 226).

 

Пусть несовершенные живут, брачуются, и любят чужих детей или их родственников, но пусть сами не производят несчастного или дурного потомства. О них, калеках, даже больше забот, чем о здоровых и разумных, им больше любви и внимания, но размножение их есть гибель мира и недопустимое преступление. Всякий истинный разум это понимает и достигает. Давно это совершилось на зрелых небесах, и нигде нет несовершенных, и мы ими не будем. Устраним же их на нашей планете. (Стр. 226).

 

Ограничить размножение бездельников необходимо.

Можно не лишать их женщин, но после рождения немногих детей (от нуля до двух или трех), посредством безболезненной и безвредной операции, сделать дальнейшее рождение невозможным. (Стр. 237).

 

Явилась возможность селиться на поверхности моря, на особых плотах. Плоты укрепляли на островах, на мелях, на рифах, у берегов. Понемногу заселились все океаны и моря. (Стр. 241).

 

Предпринималось и усовершенствование самого земного шара. (Стр. 242).

 

Давно уже реактивные приборы исследовали околосолнечное пространство: побывали на всех планетах, проницали во всех направлениях светоносный эфир. (Стр. 244).

 

Верховные вожди народов уже давно думали о заселении небес. Но пока земля была пуста, население недостаточно и очень несовершенно – об этом думать было преждевременно, по крайней мере о многочисленном выселении: нельзя же человеческою грязью заселять небеса. Ее довольно нанесли небесные исследователи и на планетах солнечной системы. (Стр. 244).

 

Дождемся ли мы астронавтики? Дело трудное. Торжества ее и плодов мы, возможно, не получим, но получат наши потомки. (Стр. 250).

 

Но атом образовался в течение триллионов лет. Он дитя бесконечности. Поэтому он должен иметь невообразимую сложность. Электроны и протоны нельзя считать последними элементами материи. (Стр. 250).

 

Бесконечное время породило и бесконечную сложность вселенной. (Стр. 250).

 

Говорим это все к тому, чтобы мы не забывали своего невежества и неустанно искали истину. Наше знание велико в сравнении с нулем, или с познаниями дикарей, но оно ничтожно в сравнении с грядущей наукой. (Стр. 252).

 

Хотя современное знание и сейчас развивается и бесконечно далеко от своего предела, хотя многое в науке неясно, противоречиво, совсем непонятно, но пока лучшей опоры нет.

Через тысячу или миллион лет придут к другим выводам, более полным, более свежим и совсем новым, но мы этой науки еще не знаем и поэтому основания в ней иметь не можем. (Стр. 256).

 

Все люди до своего рождения были в недрах солнца, однако, ожили. (Стр. 256).

 

"Семейный союз может быть допущен на основании склонности мужчины и женщины, но деторождение – только с разрешения общества. Лишь благоприятная оценка родителей может дозволить деторождение". (Стр. 274).

 

Устранение неравноправия "внебрачных" детей по отношению к "брачным" через отмену алиментов и полное обеспечение всех детей без различия за счет государства. (Стр. 278).

 

Выход человечества в космос он отнес к 2017 году. (В. Алексеева, "Нужны социалистические опыты: многократные, разнообразные..."). (Стр. 281).



[1] См. мою книгу "2000-й год – интервью с Богом" (Нью-Йорк, Lifebelt, 1999), стр. 706-707.

[2] См.: http://edvig.narod.ru/razmyshlizmy-sociologia.htm.

[3]

[4] См.: http://edvig.narod.ru/razmyshlizmy-psihologia.htm.

Hosted by uCoz