Георгий
Гачев,
доктор
филологических
наук
Отрывок
из книги
"Национальные
образы мира.
Кавказ.
Интеллектуальные
путешествия
из России в
Грузию,
Азербайджан
и Армению". Ц
Москва,
Академический
проект, 2002
8.XI.92.а Из
сверхъидей и
архетипов,
пронизывающих
Армянство,
"Черное
солнце" тут
сильно пышет
и формирует
"лица
необщье
выраженье"
этого
Космо-Психо-Логоса.
Это не то
"черное
солнце", что
взвидел на
небе
Григорий Мелехов,
похоронивши
Аксинью. Нет,
оно не в небе и
снаружи, а в
земле, в
недре
Матери-и и
внутри
человеческого
существаа Ца
некий центр
тяготений и
энергий,
центростремительных
туда и
отводящих
взгляд от
неба и света наружи.
И там вулкан
стиснутый,
окованный,
гнетет... Вон
как у
современного
поэта,
армяно-иудея из
Одессы,
пишущего
по-русски,
Эдвига Арзуняна[1],
это выражено:
яа
песчинкаа в
бесконечном
море
на
летящем
острове
Земле
мне
в удел даны
лишь ночь да
горе
с
редкими
просветами
во мгле
Он
страдает, да,
но и любит
это
состояние, оно
Ц родное:
я
знаю я
мертвец я
камень я
природа
весь
смысл в
бездействии
и хаосе... с ума
сошли
вы все... да
здравствует
свобода
от
жизни... да
восторжествует
тьма
Вот новый
вариант
"Вакхической
песни" пушкинской,
армяно-советский
ее извод, ибо
плюс к
армянству
еще и
душевное
состояние людей
времен "застоя"
тут выражено:
ва этиа годыа
мрачныеааа
ва этиа годыа
душныеа
развелисьа
невзрачныеаа
люди
равнодушные
Но эта
вдавленность
в землю, в
себя, в помещение,
прочь от
пространства
Ц интимный
вектор
армянства.
Тут душа Ц при
себе:
яа хочу
рассказать
ни о чема
я
хочу
рассказать
никому
я
хочу
заложить кирпичом
все
проходы к
себе самому
"В стену
равнодушия я
вмурован" Ц
тот же образ.
Или:
мира
катитсяа в
кромешный ада
а
мы твердим
про цель
и
каждый
втихомолку
рад
в
свою
забиться
щель
"Щель",
"колба",
"гроб" Ц
варианты
закрытого
пространства,
космос, где
царит МА-ТЬ =
ТЬ-МА.
я
стучу по
затылкуа
как
в пустую
бутылкуа
а
потом стучу в
лоб
как
в
наполненный
гроб
Лоб, ум Ц
мучитель, но
и
освободитель.
Веселый Ум
(как Зеленый
шум) Ц
жизненная
стихия Арзуняна.
С умом он
повсюду дома:
УМ = ДОМ.
По долгу
службы жизни
"как все
"вожделеет
он и женщину,
однако, свободнее
ему вот как:
люблю
я гладить тех
зверей
и
нежно
целовать
но
я поставил у
дверей
тяжелую
кровать
и
сам я лег на
ту кроватьа
чтоб
ты не шла ко
мнеаа
я
буду ночью
ревноватьааааа
твоих
зверей к луне
Но мне в
себе не
скучно,
потому что в
меня вмурован
простор
жизни, и я ее
арена. Там Ц
"Мой зверинец":
во
мне живут
четыре
зверяа
и
кот и пес и
конь и волк
они
живут во мне
не веря
что
в этом есть
какой-то толк
они
мяукают и
лаюта
и
ржут и воют
день и ночьаа
они
напомнить
мне желаютаааа
что
выйти из меня
не прочь
Вот какие
субстанции и
энергии, и у
каждой Ц свой
интерес и
цель, свой
звук и хоть:
кота хочет
выпрыгнуть в
окошко
туда
где
промелькнула
кошка
его
за это я
ругаю
ноа иногда
с цепи
спускаю
пес
хочет
выскочить в
ворота
и
за штаны
поймать
кого-то...а
коньа хочета
проскакатьа галопомааа
поа всема
Америкама Европам...
Ц мечта
советского
невыездного,
аа волка
проводита время воя
о
том что он
желает боя
его
совсем я не
ругаю
зато
с цепи и не
спускаю
И что же? Как
жить в таком
разрыве? Не
человек, а
"разрыв-трава".
воа мнеа живут
четыре злюки
и
волк и конь и
пес и кот
они
замучились
от скуки
жить
на цепи
который год
они
мяукают и
лаюта
и
ржут и воют
день и ночь
они
напомнить
мне желаюта
что
разорвать
меня не прочь
Человек-взрыв,
расширяющаяся
вселенная, что
втиснута в
худощавого человечка
среднего
роста с
меланхолическими
черными
глазами. Он
обессилен
разнонаправленными
векторами
своих
желаний выйти
из себя в мир:
к женщине, в
дружбу, в
путешествие,
в драку политики;
но так как
разнонаправленные
стремления
погашают
друг друга,
ему остается
скука и
динамическая
неподвижность.
Характерен
и жизненный
выбор
армяно-иудея
Арзуняна. Он,
конечно, в
разладе с
советской
действительностью,
но не выходит
наружу
диссидентствовать
и бороться,
печатать в
самиздате
тут или за
границей,
нет: ему для
самочувствия
и
самоуважения
достаточно
писать в себя,
"в стол". И
здесь не
только страх
попастьаа в
тюрьму или
психушку
(хотя и это есть),
а и привычка
к самоудовлетвореннойа жизни в
себе, внутри,
под воздухом
и
пространством
событий, истории,
в катакомбах
земли и в
оболочке
себя. Недаром
в
диссидентском
движении
эпохи
"застоя"аа так
мало армян. И
если Арзунян
слагает
такие стихи Ц
мои
стихи не
музыкаа
прекраснозвучных
лир
они
записка
узника
переданная
в мир Ц
не
торопитесь
при этом
общественно-политически
ахать и
сострадать
поэту под
гнетом
власти и
цензуры; тут
поглубже:
экзистенциальный
узник он Ц у
самого себя в
заключении. А
из этой
тюрьмы
выдраться Ц
большой
подвиг. Да и
зачем
выдираться,
когда там Ц
целая своя
жизнь и
ткань?
яа
маленькийа
паучишкааа
плетущий
свои паутины
и
давят меня
ногами
огромные
кретиныа
аа яа
пожираюа мелочьаа
попавшуюа ва
паутины
и
вырасти
мечтаю
как
огромные
кретины
Человек из
подполья! В
России этот
персонаж там
страждет и
рвется в открытое
пространство
наружи
и кричит,
речист-многоглаголен:
не нормально
такое
обитание в
космосе-то
"бесконечного
простора". А
армянину в
подполье бытия
как-то и не
плохо: ведь
он под полой
у Матери-и
Земли, в ее толще
залегает. И
там
тяготение
"черных дыр" его
Вселенной.
Тяготение
Земли
пересиливает
всемирное
тяготение
Неба.
[1]
Он родился в 1936,
филолог-русист.
Писал лв стол╗ (скорее
Ц "в память"
свою, как зэк,
не арестованный
еще), иногда
печатался по
мелочи в газетах
и журналах.
Сейчас три
года ужа
как живет в
США, там тоже
с трудом свою
философскую
(не
злободневную)
поэзию
пытаясь издавать.а
Позднее
книгу издал и
прислал, но
под рукою
нет, так что
цитирую по рукописи.