Л. Гарднер,

Чаша Грааля и потомки Иисуса, пер. с англ. В. Кузовкина. –

М., Вече, 2000.

 

В связи с такого рода теистическими идеями необходимо отметить, что один из самых уступчивых персонажей, упоминаемых в Библии, – Соломон, сын царя Давида, превозносится не только за величие и благородство своего правления, но также и за свою человеческую мудрость. Гораздо позднее наследие Соломона сыграло решающую роль в формировании нарождавшегося учения о Граале, ибо он был истинным сторонником веротерпимости. Соломон царствовал за несколько столетий до вавилонского пленения евреев и был неотъемлемой частью исторической обстановки прошлого. В его эпоху Иегова имел огромное значение, но наравне с ним почитались и другие боги. Это было временем духовной неопределенности, и люди не так уж редко старались на всякий случай перестраховаться и почитали различных божеств. В конце концов, с таким множеством почитаемых богов и богинь было бы просто недальновидно хулить чуть ли не всех, кроме одного. Кто мог поручиться, что благочестивые иудеи остановят свой выбор на «правильном» боге?!

В этом отношении легендарная мудрость Соломона зиждилась на взвешенных суждениях. Даже если сам он поклонялся Иегове – богу малочисленной секты, – у него не было оснований отказывать своим подданным в праве исповедовать свою собственную религию (Первая книга Царств 11:4–10). Он даже сохранил веру в божественные силы природы, не придавая значения тому, кто или что управляло ими.

Почитание верховного женского божества было давней традицией в Ханаане, где оно приняло обличье богини Ашторет. Она соответствовала главной шумерской богине Иштар, которой поклонялись жители Двуречья и чей храм находился в городе Урук (библейский Эрех и современный Варка). В соседних государствах Сирии и Финикии она, по сообщениям древних греков, обычно именовалась Астартой.

Святая Святых, или внутренний алтарь храма Соломона, напоминает, как полагают, чрево Ашторет (иначе именуемую Ашерой, как несколько раз упоминается в Ветхом завете). Ашторет открыто почиталась народом Израиля вплоть до VI века от Р.Х. «Владычица Ашторет» была небесной супругой Эла – верховного мужского божества, вместе с которым они составляли «небесную пару». Их дочь Анат титуловалась «небесной царицей», а сына – «небесного царя», именовали личным местоимением – «Он». Со временем отдельные личности Эла и «Его» слились воедино и породили Иегову. Аналогичным образом соединились Ашера и Анат, превратившись в супругу Иеговы, известную под именем Шекина или Матронит.

Имя Иегова представляет собой более позднюю и в некоторой степени англизированную транслитерацию имени Яхве, которое само является четырехбуквенной аббревиатурой «YHWH», написанной на иврите. Изначально эти четыре согласные (которые только позднее стали чем-то вроде акронима для обозначения имени Единого Бога) символизировали четырех членов божественного семейства. Буква «Y» символизировала отца Эла, «H» обозначала мать Ашеру, «W» соответствовала сыну («Ему») и «H» была дочерью Анат. В соответствии с традициями царских семей того времени непостижимая невеста Бога считалась также и его сестрой. Двуполый образ Иеговы был увековечен в иудейском культе каббалы – мистическом учении, достигшем своего расцвета в средневековые времена. Божественная брачная палата являлась Святая Святых Иерусалимского храма. Однако с момента его разрушения Матронит было предопределено вечно скитаться по Земле, в то время как мужская ипостась Иеговы, оставшись на небесах, продолжала править в одиночестве.

На самом же деле мысль о едином боге-мужчине, скрепляющая неразрывными узами всех иудеев, появилась лишь где-то в 536 году до Р.Х., после семидесятилетнего пленения в Вавилоне. Когда евреи были угнаны в плен Навуходоносором, они поначалу представляли собой, по сути дела, разнородные племена, принадлежавшие, по крайней мере, к двум этническим группам – израильской и иудейской. Вернулись же они на Святую землю в качестве объединенного общенациональной идеей «избранного народа» Иеговы. (Стр. 9-10).

 

Бросившись в волны Красного моря, она /Лилит, первая, до Евы, жена Адама[1]/ крикнула: «Почему я обязана стелиться под тебя? Я равная тебе!» (Стр. 10).

 

Города Содом и Гоморра, к примеру, в них /в рукописях, найденных в Египте, близ городка Наг-Хаммади в 1945 г./ представлены не средоточием распущенности и порока, а обителями премудрости и учености. (Стр. 13).

 

В первую очередь следует заметить, что в самом слове «ангел» нет ничего бесплотного или духовного. В переводе с греческого оно значит не что иное, как «посланник» или «вестник». Таким образом, под выражением «ангел Божий» следует понимать вестника или, более правильно, посланника Господа. Архангелы (архи – приставка, обозначающая высшую степень чего-либо, например, архиепископ или архиплут) представляли собой небесных посланников высшего чина. (Стр. 27).

 

Такого понятия, как христианство, в те годы не существовало, и религией Иисуса был иудаизм. Все евреи поклонялись единому Богу, но даже они (состоявшие, как предполагалось, в особых отношениях с Яхве и находившиеся у него на положении так называемого «избранного народа») были разобщены множеством религиозных общин, каждая из которых придерживалась собственного вероучения. (Стр. 30).

 

В изложении Филиппа /в апокрифе "Евангелие от Филиппа"/, однако, вся эта история звучит несколько иначе и отношения между Иисусом и Марией обсуждаются вполне открыто: «А верным другом Иисуса была Мария Магдалина. И любил Христос ее более остальных учеников Своих, и лобызал ее не единожды в уста ее. Остальные же ученики, оскорбленные тем, осуждали Его. Говорили они Ему: почему Ты привечаешь ее больше нас? Спаситель ответствовал им, и сказал так: почему же Мне не любить ее больше вас? …Велико таинство супружества, – ибо без него не стало бы мира. Бытие же мира подвластно роду человеческому, а бытие же рода человеческого браку подвластно». (Стр. 36).

 

Внешне абсолютно безжизненный Иисус (в действительности находившийся в коматозном состоянии), а также Иуда и Киринеянин /двое других распятых/ с перебитыми ногами были сняты со своих крестов, пробыв на них, в общей сложности, менее полусуток. (Стр. 46).

 

Затем, по утверждению Иоанна (19:39), прибыл Никодим, доставивший с собой «сто литр состава из смирны и алоэ». Экстракт смирны, представлявший собой одну из разновидностей обезболивающих средств, широко использовался в медицинской практике того времени – но зачем такое огромное количество алоэ? Ответ на вопрос дает современная фармакопея. Сок алоэ является сильным и быстродействующим слабительным средством – именно тем, что было необходимо Симону для вывода «желчи» (яда) из организма Иисуса. (Стр. 47).

 

Необходимо напомнить, что Иисус не был христианином. Он был евреем-эллинистом и исповедовал радикальный иудаизм. Со временем, однако, его истинные жизненные устремления были незаконно присвоены и использованы религиозным течением, которое в целях сокрытия законных наследников Иисуса было названо его именем. (Стр. 50-51).

 

В те годы, когда Иисус пребывал в монастырском уединении (в «божественном состоянии»), апостолы продолжали проповедовать его учение. Однако у них и мысли не возникало о создании новой религии. Хотя их целью и были радикальные изменения, но, все еще оставаясь иудеями, они вместе с находившимся на переднем крае евангельской миссии Петром стремились лишь к реформированию иудаизма. (Стр. 54).

 

Прожив на этом свете шестьдесят лет, Мария Магдалина скончалась в 63 году от Р.Х. Ее могила находится в окрестностях городка Сент-Бом на юге современной Франции – вдали от отчего дома и того места, где предположительно погребен ее супруг /по версии автора, могила Иисуса – в Кашмире/. (Стр. 59).

 

По традиции первое «воскрешение» мальчиков происходило в двенадцатилетнем, а девочек – в четырнадцатилетнем возрасте. Приняв в качестве отправной даты ее «воздвижения из мрака» 17 год от Р.Х., после несложных вычислений можно определить, что родилась Мария в 3 году от Р.Х. Следовательно, она была на девять лет моложе Иисуса /по версии автора, Иисус родился на 7 лет раньше, чем принято считать, – т. е. в 7-м году до н. э./ и вступила с ним в «первый брак» в 30 году от Р.Х. в возрасте двадцати семи лет.

Забеременев в декабре 32 года от Р.Х., тридцатилетняя Мария заключила «второй брак» в следующем (33-м) году от Р.Х. и родила дочь Фамарь. Четыре года спустя она произвела на свет Иисуса-младшего, а в 44 году от Р.Х., сорока лет от роду, Мария дала жизнь второму сыну, Иосифу. К тому времени она уже находилась в Массилии (нынешнем Марселе), где вплоть до V столетия официальным языком считался греческий. (Стр. 60).

 

Одно из повествований книги Вораджини, в котором ведется речь о св. Марфе из Вифании и ее сестре Марии Магдалине, заслуживает особого внимания. Следующий отрывок очень напоминает современное резюме: «Св. Марфа, домоправительница Господа Иисуса Христа, родилась в царской семье. Отца ее звали Сарием, а мать носила имя Евхарии; отец был родом из Сирии. Получив вместе со своей сестрой наследство от матери, Марфа вступила во владение недвижимой собственностью: замками в Магдалине, Вифании и Иерусалиме. После Вознесения Господа нашего, когда апостолы разбрелись по свету, она вместе с братом Лазарем и сестрой Марией, а также св. Максимом погрузились на корабль, на котором, – благодаря заступничеству Господа нашего, – все благополучно добрались до Марселя. Оттуда они направились в сторону Экса, обращая по дороге местных жителей в свою веру». (Стр. 61).

 

Особое распространение культ Марии Магдалины получил в Ренне-ле-Шато, в провинции Лангедок. Множество храмов и часовен в ее честь было возведено и в других областях Франции. К числу особо почитаемых святых мест относится усыпальница Марии в Сент-Максиме, где склеп и алебастровое надгробие сохранились монахами-кассианитами еще с начала V столетия. <...>

Еще одно знаменитое место поклонения Марии Магдалине находилось в Желлоне, где на протяжении IX столетия в монастыре св. Гильома Пустынника процветала Иудейская академия наук. В 1059 году в Рене-ле-Шато был освящен храм св. Марии Магдалины, а в 1096 году (в год Первого крестового похода) был заложен первый камень названной в ее честь величественной базилики в Везелэ. Именно здесь в 1217 году св. Франциск Ассизский основал свое знаменитое братство францисканцев, впоследствии получивших название капуцинов. В 1147 году, также в Везелэ, цистерцианский аббат св. Бернард Клервоский призывал ко Второму крестовому походу, обращаясь к королю Людовику VII, королеве Элеоноре, их рыцарям и стотысячной толпе народа. И в самом деле, энтузиазм крестовых походов во многом был обязан благоговейному почитанию Марии Магдалины. (Стр. 61, 62).

 

Не считая нескольких довольно-таки туманных описаний, в Новом завете нет никаких намеков на то, какое отношение прозвание «Аримафейский» имеет к семейству Иисуса. Не упоминается ничего в Евангелии и о возрасте Иосифа. Тем не менее, за пределами Священного писания Иосиф получил широкую известность как дядя Богородицы, то есть двоюродный дед самого Иисуса. На живописных полотнах и в книжках с картинками, отражающих события 30-х годов от Р.Х., он постоянно изображается уже довольно пожилым человеком.

Огромное количество документальной информации из различных источников свидетельствует о том, что тридцать лет спустя, в 63 году от Р.Х., он прибыл в Гластонбери /Англия/. «Церковная история» Кресси, включающая в себя летописи Гластонберийского монастыря, утверждает, что Иосиф Аримафейский скончался 27 июля 82 года от Р.Х. (Стр. 72).

 

Приблизительно с VII века до Р.Х. Британию начали заселять племена кельтов (в переводе – «чужаков»), обитавших на обширной территории Западной и Центральной Европы. (Стр. 90).

 

Образ дракона в кельтской мифологии своим происхождением обязан священному крокодилу («мессеху») древних египтян. Фараоны помазывались крокодиловым жиром и таким путем сохраняли стойкость и силу духа «мессеха» (отсюда и слово «мессия» – «помазанник»). (Стр. 91).

 

После нескольких поражений в 30-х годах VIII века от Карла Мартелла мавры (арабы-мусульмане), оттесненные на самый юг Франции, укрепились в городе Нарбонн, ставшем оплотом их сопротивления. Такое положение дел не устраивало Пепина Короткого, видевшего в магометанах постоянный источник опасности и серьезных проблем для своего государства. Для решения этой проблемы он решил прибегнуть к помощи евреев, которые во множестве населяли Нарбонн. В конце концов, ему удалось склонить их к союзу, правда, на определенных условиях. Евреи согласились взяться за дело, но потребовали от короля гарантировать создание на территории Бургундии иудейского царства во главе с признанным потомком царственного рода Давида.

Пепин принял условия, а евреи, разбив мавров, выдворили их за пределы города. Еврейское царство в Септимании со столицей в Нарбонне было основано в 768 году. Прежде этой областью правил Теодорик IV, представитель династии Меровингов, отрешенный в 737 году Карлом Мартеллом от власти в Нейстрии и Бургундии. Женат он был на дочери Пепина Короткого Альде. Их сын – граф Гильом Тулузский и стал тем представителем древнего рода, который взошел как царь иудейский в 768 году на новый престол Септимании. Гильом не только принадлежал к династии Меровингов, но и был признанным властителем Иудеи, носившим патриархальный титул «Исаака».

После смерти Пепина Короткого власть в королевстве перешла к его сыну Карлу, вошедшему в историю под именем Карла Великого. Взойдя в 771 году на престол Франкского государства, Карл Великий охотно подтвердил право Гильома на династический суверенитет в Септимании. Возведение в монаршее достоинство было также поддержано халифом Багдадским Гарун-ар-Рашидом и, неохотно, папой римским Стефаном. Все признавали царя Гильома из колена Иудина истинным потомком по прямой линии царя Давида. Гильом пользовался особым авторитетом при королевском дворе Каролингов и сделал головокружительную военную карьеру. Несмотря на видное положение, мировоззрение Гильома сформировалось под сильным воздействием подвижнических идей св. Бенедикта. Он основал свой собственный монастырь в Желлоне и учредил в 791 году Иудейскую академию наук св. Гильома. Впоследствии о нем написал хронист Святого Грааля Вольфрам фон Эшенбах.

Супруга Гильома – Гибора родила ему четырех сыновей – Бернарда, Хериберта, Беру и Теодорика.

Старший сын Бернард, наследный принц Септимании, стал камергером имперского двора и вторым человеком в государстве после императора. Он был ведущим государственным деятелем в империи Карла Великого и женился на его дочери Дуаде. Церемония их бракосочетания состоялась в имперском дворце Экс-ла-Шапель в июне 824 года. У них было двое сыновей: Вильгельм (родился в 826 году) и Бернард (родился в 841 году).

Вильгельм впоследствии стал выдающимся военачальником, а Бернард, взошедший на престол Аквитании как Бернард II, по власти и влиянию в регионе соперничал с королем Людовиком II.

По прошествии более трех веков потомки династии Давида продолжали жить на территории Испании, хотя еврейское царство как государство в государстве прекратило свое существование. В 1144 году кембриджский монах Теобальд, выдвигая против евреев Нориджа обвинения в ритуальном убийстве, заявил, что «начальствующие люди из евреев и раввины, проживающие в Испании, собираются в городе Нарбонне, где обретается их царский род, который они высоко чтут».

В 1166 году испанский летописец Бениамино Наваррский писал о том, что правящим потомкам рода Давидова на Пиренейском полуострове все еще принадлежали обширные земельные владения: «Нарбонн – это древний город, где чтут Тору …Живут там мудрецы, вельможи и князья, правит которыми Калоним, сын блаженной памяти великого князя Тодора, потомок рода Давидова, как значится в его фамильной родословной. Он имеет право распоряжаться имуществом и землями, передаваемыми другим по наследству, и никто не смеет приказывать ему». (Стр. 108-109).

 

С появлением «Иосифа Аримафейского» де Борона по времени приблизительно совпал выход в свет другого связанного с ним литературного труда некого Вошье. В значительной мере он представлял собой продолжение истории Кретьена. В данном повествовании Грааль принимает совершенно новые очертания, материализуясь и выполняя вещественные функции: «Затем Говэн увидел, как в дверях появился роскошный Грааль, который начал прислуживать рыцарям за столом, аккуратно раскладывая перед каждым из них хлеб. Он также исполнял обязанности виночерпия, наполняя огромные золотые кубки и расставляя их вдоль стола. Закончив это дело, он без промедления поставил на каждый стол обеденный прибор на огромном серебряном подносе. Наблюдая всю эту процедуру, мессир Говэн искренне восхищался тем, как Грааль прислуживает гостям. Он так увлеченно искал глазами каких-либо других слуг, что едва сумел прикоснуться к пище». (Стр. 112).

 

 

 

 

 



[1] См.: "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" (компакт-диск на базе "Большого энциклопедического словаря", в 2-х томах. – М., "Большая российская энциклопедия", 1996), словарная статья "Лилит".

Hosted by uCoz