БАБАЙКА
Когда
я был
маленьким,
меня пугали
Бармалеем:
Бармалей!
произносила
мама, подняв
указательный
палец и мне
уже
становилось
страшно.
А
Зорика
пугали
Бабайкой
(вариант
"Бабай").
Кто
этот Бабайка,
никто не знал[1].
Бармалея
хоть знали о
нем была
сказка Чуковского.
Имя
"Бабайка"
взрослые
произносили
этаким зловещим
голосом,
показывая в
темные углы:
мол, он там
затаился! И
сами как бы ежились
от ужаса; так
што было
ясно, што
Бабайка это
какое-то
ужасное
существо.
Миллионы
лет, пока
формировался
человек, ему
буквально с
младенчества
приходилось
сталкиваться
со всякими
чудовищами, и
панически
бежать от них
это один из
древнейших и
сильнейших
инстинктов.
Современным
младенцам никакие
чудовища не
угрожают и
мощнейший
инстинкт
побега от
чудовища в
них как бы
спит. Но
стоит им
улышать в
голосе
взрослых
страх;
увидеть как
взрослые
дрожат от страха
и этот страх
по закону
стадности
передается и
ребенку.
И
если эта
симуляция
взрослыми
страха все время
сопровождается
одним и тем
же именем
например,
Бабайка то
ребенок
начинает
верить, што
этот самый Бабайка
и вызывает
страх
взрослого. И
начинает
бояться
этого
Бабайку так
же, как якобы
боится его
взрослый. И
просыпается
в ребенке
спавший до
этого инстинкт
страха перед
чудовищем. И
ребенок
начинает
бояться
этого, не
виденного им
никогда
Бабайки как
боятся
чудовища,
несущего
погибель.
Бабайка! и
ребенок в
панике. В нем
срабатывает
древний
инстинкт, разбуженный
ложью
взрослого. А
взрослый
эксплуатирует
эту ложь, с
целью возыметь
неограниченную
власть над
ребенком сделать
его послушным.
Теперь
ребенок
боится
ночной
темноты, и непонятных
теней, и
бородатых
мужчин, и
лохматых
собак везде
ему чудится
Бабайка. И
трудно потом
воспитать
смелось в
таком ребенке.
И
хоть
постепенно
он осознает,
што никакого
Бабайки
вообще не
существует,
што это все
выдумки но
склонность к
стихийному
страху может
остаться в
нем навсегда.
И в 12 лет,
прекрасно
зная уже, што
нет никакого
Бабайки, он
вдруг
вообразит
себе образ страшного
бородатого
мужчины или
страшной
лохматой собаки
и побоится
пойти в
темноту. И прослывет
среди своих
товарищей
трусом. А бояться-то
в наши дни
надо не
какого-то
мистического
Бабайки а
вполне конкретных
вещей: быстро
едущего автомобиля,
оголенного
электропровода
и т. п.
Надо
ли делать
ребенка
послушным
при помощи
лжи тем
более, што
эта ложь еще
до школы становится
понятной
ребенку. Надо
ли
запугивать
его, приучать
к страху?
Нельзя
сунуть палец
в штепсель
вот этого действительно
ребенок должен
бояться, как
впрочем и
взрослый; вот
это ему
действительно
надо внушить.
Но темноты
бояться
смешно
например,
темноты собственной
комнаты. Это
ведь не
темнота
джунглей!
Бабайка идет!
Бабайка
заберет!
Слышишь, Бабайка
стучит? это
мама стучит
ногой по полу
но так, штоб
ребенок не
заметил.
Не
стыдно
пугать
маленького?
Не честней ли
действовать
убеждением, а
не не
страхом? Все
равно ведь
Бабайка
помогает не
долго.
Нет
никакого
Бабайки,
догадывается
ребенок уже
лет в пять, ты,
мама, врешь!
Татарином
Бабаем,
Бабайкой
пугали во
время татарского
ига,
полтысячелетия
назад. И этот
педагогический,
а верне
антипедагогический
пережиток
сохранился
до наших
дней. Тогда
это хоть
имело конкретный
смысл но
шчас это нонсенс.
В
мирное время
городскому
ребенку
угрожает незнание
правил
уличного
движения,
игры с огнем,
электричеством,
газом,
острыми предметами.
И не надо
дезориентировать
ребенка а
надо
конкретно
объяснять
ему, чего он
должен бояться.
Не
Бабайка, а
пожар вот
што страшно.
Не играйся со
спичками:
может загореться
скатерть,
стол, вся
квартира
вот это
действительно
страшно!
Дети, не
играйте со
спичками!
ХОЧУ
КОШКУ
Любому
нормальному
ребенку
бесполезно задавать
вопрос,
купить ли ему
щенка,
котенка, птичку,
рыбку, ежа,
ужа, кролика,
уточку и т. п. любой
нормальный
ребенок
примет такое
предложение
с восторгом.
Детям так не
хватает
общения с
животными (я
имею тут в
виду городских
детей).
Ведь
никакой
учебник
зоологии не
расскажет столько
о жизни животного,
сколько
расскажет
ему об этом,
например,
маленькая вуалехвостка.
Да и дело не только
в информации
духовный
мир человека
оскудевает
от того, што
окружавший его
раньше мир животных
заменен
миром машин.
Ведь как
никак животные
наши
"меньшие
братья", мы
вышли из них; наши
прадедушки и
прабабушки
до какого-то
энного
колена были
ими.
У
животного,
как и у нас
уши и глаза,
сердце и желудок;
у животного,
как и у нас
мамы и папы, сыновья
и дочки.
Животные
едят,
любятся,
дерутся... Словом,
это те же мы,
но в неско
упрощенном, искаженном
виде.
Это
не бездушные
машины, в
окружение
которых
попал теперь
городской
ребенок.
Правда, фантасты
и машинам
приписывают
шчас чувства
и страсти
што ж, не знаю:
может быть. Но
если
допустить
это у машины
то все равно
животное
несравненно
ближе в
человеку, чем
машина. Разве
у машины есть
такие выразительные
глаза, как у
собаки, такое
искусство плавания,
как у рыбы?
Впрочем,
машины тоже, конечно,
любопытны ребенку.
Но разве
можно любить
велосипед,
как любят
коня? Конь, по
сравнению с
велосипедом
это настолько
более
высокая
организация...
Ну не меньше,
чем человек
по сравнению
с конем. Если
не больше! Во
всяком
случае, по
традиционной,
остающейся
пока в силе
терминологии,
велосипед неживой,
а конь живой.
Возможно,
эта
терминология
будет теперь
изменена с
появлением
умных и
размножающихся
машин. Но
даже если так
и будет, все
равно
эмоционально
я не смирюсь
с этим:
машина бездушна,
машина
игрушка и раб
человеческого
разума. А
животное
младший
партнер наш в
живом мире.
Младший по
субординации,
а по возрасту
даже старший
ибо мы вышли
из них, а не
они из нас.
А
машины это
просто
овеществленная
фантазия.
Монстры
меланхолического
мозга. Просто
рационально
организованная
наша среда.
Куда
совершеннее
и сложнее божеское
создание:
рыбка вуалехвостка
чем даже
величайшее
создание человека:
космический
корабль! Этот
величайший
прордукт
человеческого
разума
состоит, наверно,
из миллиона
различных
деталей, а
рыбка из
триллиона
биохимических
деталей,
созданных
эволюцией! Так
што даже по
сложности
своего
устройства вуалихвостка
грандиозней
космического
корабля.
Детям
нужны рыбки.
И цыплята, и
лошадки. И не только
детям
взрослым тоже.
С какой стати
мы должны
игнорировать
животный мир,
в котором росли
миллионы лет
как
разбогатевший
обыватель, стесняющийся
своих
оставшихся
бедными
родственников?
А
ведь без
родственников
этих мы стали
бы так
одиноки мы
себя же обворовали
бы! Ибо они
тоже часть
той среды, в
которой мы
сформировались
а живое
существо не
может
нормально
функционировать
без
привычной
среды.
Зачем
же мы
зазнаемся,
кастрируем
эту окружающую
нас среду? И
тем самым
подпиливаем
сук, на котором
сидим.
Дети
естественнее.
Они еще не
разучились
прислушиваться
к своим чувствам.
И поэтому
ребенку
можно не
задавать вопроса:
купить ли
тебе птичку,
рыбку и т. п.
ответ
ребенка и так
всем ясен.
Городской
ребенок
одинок без
животных! Он видит
их
стилизованно
искаженные
изображение в
книжках и
мультфильмах,
читает о них
неправдоподобные
сказки и
всегда в нем
живет тоска о
встрече, о
дружбе с настоящими,
живыми
животными.
В
зоосад он
ходил бы хоть
каждый день.
Но там можно
лишь только
смотреть и
все. И
ребенок
готов забыть
об экзотическом
звере
бегемоте, и
погнаться за
обычной, но
куда более
доступной
кошкой: ее можно
погонять,
дернуть за
хвост! А то и
поймать, погладить,
поделиться с
ней сосиской,
принести ее
домой...
Брось кошку!
кричит мама.
Ты што,
хочешь заболеть?!
У кошек бывают
разные
болезни.
Она
мышей ловить
будет,
скажет
ребенок.
Лучше купим
дезинсекталь!
Ма-а!
Я хочу кошку!..
Не
говори
глупости! У
нас и так
места мало! Што
тебе эта
противная кошка!
Вот глупый
ребенок: тут
бегемот а он
за кошкой гоняется!
И
ребенок
смотрит на
бегемота. Да,
это действительно
зрелище! Не
то, што в
книжке а тут
он настоящий,
живой.
Мама, смотри:
бегемот
улыбается.
И
ребенок
тянет сквозь
решетку руку
к бегемоту.
Не
смей! кричит
мама и
отдергивает
ребенка от
клетки ты
што, хочешь
штоб он
откусил тебе
руку?!
А у
соседского
Вовки есть
дворняжка
Бобик, и
Вовка с ней
разговаривает,
и ходит
гулять, и
играет в
пограничника
и собаку.
Мама, я тоже
хочу собаку!
Што
за глупый
ребенок:
показываешь
ему бегемота
а он собаку
просит!
А он
и бегемота не
отказался бы
в дом привести,
ей богу!
Живя
теперь в
Нью-Йорке, я
вижу тут, что
ситуация
резко
усугубилась.
Уже не только
дети говорят
"Хочу щенка...
котенка...", а и
взрослые.
Дело
в том, что
катастрофически
стал расти процент
бездетных
семей, особенно
среди белых
американцев,
особенно
среди
жителей
мегаполисов.
И животное в
доме это уже
не просто
представитель
мира зверей,
а суррогат
ребенка, член
семьи.
Печальный и
карикатурный
суррогат.
В
Нью-Йорке
практически
нет дворовых
и уличных
собак но
зато миллионы
домашних,
членов семьи.
Немного
меньше
домашних
кошек. А также
домашние
рыбки, птички,
кролики,
хомячки и др.
Семейное
законодательство
в цивилизованных
странах
должно быть
пересмотрено.
Экономическая
политика
государства
по отношению
к детям в
семьедолжна
быть
интенсифицирована.
Неизбежный
рост
процента
бездетных
семей в
цивилизованном
государстве
должен быть
хотя бы
смягчен,
приторможен.
А
зверек в
доме... Ну что ж, это
все-таки
какой-то выход
из положения.
[1]
Сейчас я
знаю: "БАБА
или бабай
м. татарск. новорос.
оренб. дед,
дедушка, старик;
иногда в
знач.
детского
пугала. || Астрах.
большой, становой
якорь. Детей
пугают и бабайкою,
старухою, и
тут сходятся
производства
от бабы и от бабая". (В. Даль,
"Толковый
словарь
живого
великорусского
языка").