ХВАТИТ БЫТЬ ДВОРНЯГАМИ!

 

Существует ходячее представление о том, что исследование, составление, пополнение, сохранение и передача по наследству родословной – удел аристократов. Любопытно, что это касается не только людей, но также и породистых собак и лошадей – аристократов своего биологического вида; остальных же, беспородных, – т. е. собак-дворняг и тягловых лошадей, – это не касается.

А если вернуться к человеческому роду, то получается, что все неаристократы тоже оказались на положении собак-дворняг и тягловых лошадей. Я же полагаю, что такая ситуация не только оскорбительна, но и неправильна по своей сути.

В Пятикнижии Моисеевом приводится родословная первых людей, начиная с Адама, в которой учтены все его ближайшие потомки[1]. Но дальше эта традиция родословной все чаще прерывается – почему?

В науке существует теория, называемая катастрофизмом. Как писал один из приверженцев этой теории американский ученый Иммануил Великовский (1895-1979), "катастрофы периодически сокрушали цивилизацию на этой земле".[2] И еще: "Я принялся за эту книгу из-за серьезной ответственности, которую я испытываю как историк и психоаналитик, чтобы не оставить только при себе сделанное мною открытие: человечество живет в состоянии амнезии со времен своего родового прошлого".[3]

Показательно, что и название этой книги Великовского, из которой приведена последняя цитата, – "Человечество в амнезии".

СПРАВКА: "Амнезия (от греч. a – отрицательная приставка и mneme – память), нарушение памяти".[4]

Итак, человечество как бы обеспамятело. Соответственно терялась память и о собственном роде, о происхождении своей фамилии.

Но надо сказать, что "нарушение памяти" происходило не только из-за глобальных катастроф на планете Земля. Оно происходило и из-за сравнительно локальных катастроф: политических, религиозных, этнических.

Десять – из двенадцати – исчезнувших израильских колен, хотя и не были истреблены физически, но зато просто ассимилировались среди других народов[5]. И постарались поскорее забыть о своих еврейских корнях.

Белые американские расисты не расследовали своих родословных, опасаясь найти в своих предках негров, – именно на такой неожиданной находке главного героя построен, например, сюжет романа Синклера Льюиса "Кингсблат, потомок королей".

Небольшое количество сохранившихся в Советском Союзе потомков дворян и священнослужителей просто опасались вспоминать о своем происхождении. Другим же гражданам Советского Союза – а также и тем же потомкам дворян и священнослужителей – приходилось скрывать наличие родственников заграницей, что тоже отбивало желание "копаться в прошлом".

В общем, нежелание "копаться в прошлом" всегда было, увы, распространенным явлением.

Тем не менее сейчас в разгаре – эпоха НТР (научно-технической революции): атомная энергетика, компьютеризация, генетика, космонавтика. Вот-вот начнется колонизация других планет, вот-вот произойдут реальные контакты с инопланетными цивилизациями. 

И тут нужны люди со строго отобранным набором качеств – собственно, уже сейчас кандидатам в космонавты приходится проходить строжайший отбор. Причем в этом отборе, наряду с другими показателями, учитывается также, кто были родители и деды кандидата, – т. е. по сути учитывается его родословная.

Пока космонавтов требуются единицы, – но для колонизации потребуются тысячи. Растут требования и к представителям высокоответственных земных профессий: по обслуживанию робототехники и компьютерных сетей, по вождению гигантских грузовиков и взрывным работам, и т. п. В общем, мы подходим к такому моменту, когда каждый гражданин цивилизованного государства должен иметь сертификат о родословной – наряду с паспортом и водительским удостоверением.

Но дело не только в потребностях космонавтики и других высокоответственных профессий – дело еще и в евгенике.  

СПРАВКА: "Евгеника (от греч. eugenēs – хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одарённости и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям".[6]

Иначе говоря, важнейший инструмент улучшения человеческой природы, которым на данном этапе эволюции мы пользуемся в основном интуитивно, почти не сознавая его – это оптимальный выбор партнера по супружеству, будущего сородителя наших детей. И в таком выборе большим подспорьем тоже оказывается родословная (о медицинской стороне улучшения человеческой природы – см. также мое эссе "История здоровья человечества").

Отметим, что к родословной примыкают и другие виды семейной памяти: письма и дневники, фотографии и видеозаписи. Поэтому я всегда стараюсь остановить недальновидных людей, периодически уничтожающих эти драгоценные следы семейной памяти, – которые, конечно же, тоже надо передавать по наследству.

И, наконец, мемуары.

СПРАВКА: "Мемуары (фр. memoires – воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был".[7]

Итак, этот жанр – лишь для "участника общественной, литературной, художественной жизни"? А остальные – собаки-дворняги и тягловые лошади?

Слава Богу, эта ограничительная традиция сейчас ломается: в наши дни и так называемые "обыкновенные" люди, не знаменитости, все больше осознают их значение для истории семьи. И надо сказать, что не только для истории семьи, – но и для истории вообще.

СПРАВКА: "Генеалогия (греч. genealogia – родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в XVII-XVIII вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий".[8]

В эмиграции я столкнулся с тем, что после советских запретов, попав в свободную страну, многие наши эмигранты-пенсионеры издали микротиражами – в основном, для родственников – свои мемуары: летчик Аврам Гохват, врачи Валентина Шуряк и Владимир Сартан, инженеры Михаил Муллер и Михаил Светлица, и др. (илл. 1). Трудно переоценить ценность их воспоминаний, прежде всего  для сохранения их семейной истории.

А недавно мне из Москвы привезли рукопись мемуаров моего покойного дяди, инженера Людвига Розы (илл. 2)... Спасибо, дядя Людвиг!

Все это – письма и дневники, фотографии и видеозаписи, а также мемуары – станут ценными приложениями к родословной.

Надо сказать, что для моего поколения, чья молодость пришлась на середину ХХ века, старые фотографии наших дедушек и бабушек – это не только семейные реликвии. Это еще и первые образцы фототехники на заре ее развития, т. е. уникальные следы нового этапа эволюции человечества.

Многие фотографии, которые вы рвете, – неоценимые визуальные артефакты для историков будущего. А для тех моих читателей, кто понимает ценности только в денежном выражении, скажу так: многие фотографии, которые вы рвете, могли бы впоследствии превратиться для ваших внуков и правнуков в дорогостоящий антиквариат.

Наши дедушки и бабушки оставили нам свои фотографии, а мы оставим своим внукам еще и видеозаписи – новейший массовый вид визуальных артефактов.

 

Дорогие мои родственники! Я обращаюсь ко всем вам со следующим призывом: примите мои краткие записи о нашей родословной, сохраните их и передайте – как эстафету – своим детям.

Я понимаю, что вы, – как долгое время был и я, – поглощены сейчас своими житейскими проблемами и вам в данный момент, возможно, не до родословной. Что ж, отложите пока мои записи о родословной в надежное место.   

Но придет момент в вашей жизни, – как он уже пришел в моей, – что родословная призовет вас, привлечет к себе ваше внимание. И если у вас будет временн'ая и денежная возможность, которой практически не было у меня, – то съездите на родины наших предков и, если надо, заплатите архивистам и переводчикам с иностранных языков, чтобы пополнить данные о нашей родословной.

Тем самым мы все вместе позаботимся о детях, внуках – потомках. Передадим им, по возможности, подробную родословную. И потомки будут благодарны нам.

Ведь родословная – это эстафета семейной памяти. А долг каждого, бегущего с эстафетной палочкой, – пробежать свою дистанцию, не выронив эту палочку, и передать ее тому, кто бежит следующую дистанцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] См.: Бытие, главы 5, 10.

[2] Великовский И., Столкновение миров, пер. с англ. Н. Забабуровой. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996,, стр. 417.

[3] Великовский И., Человечество в амнезии. – В кн: Народы моря, пер. с англ. Л. Харламовой. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1997, стр. 321-322, 397.

[4] Большая советская энциклопедия. – М., Изд-во "Советская энциклопедия, 1970, т. 1, стр. 532.

[5] См.: Eврeйская энциклoпeдия, в 16-ти томах. – С.-Петербург, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона – М., Терра, 1991, т. 7, стр. 136-151.

[6] Большая советская энциклопедия. – М., Изд-во "Советская энциклопедия, 1972,  т. 8, стр. 584.

[7] Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, словарная статья "Мемуары".

[8] Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, словарная статья "Генеалогия".

Hosted by uCoz