Л. Шиффман,

От текста к традиции (история иудаизма в эпоху Второго Храма и в период Мишны и Талмуда), пер. с англ. А. Сиверцева,

Москва – Иерусалим, Мосты культуры – Гешарим, 2000.

 

 

История иудаизма начинается в ранний период второго тысячелетия до н.э. в Месопотамии, где в результате разрушения халдейского города Ур и других внешних обстоятельств произошла миграция населения. Среди двинувшихся на север в Ассирию была семья, которой суждено было понять, что в мире существует лишь один Бог. Эту семью, согласно библейскому преданию, последовательно вели Авраам, Исаак, Иаков и их жены. Позже они переселились в землю, называемую тогда Ханааном, и развили там монотеистическую идею. (Стр. 23-24).

 

В действительности не вызывает сомнения, что различные группы присоединились к израильтянам во время Исхода и странствия по пустыне (как и во время завоевания Ханаана), но столь же очевидно, что к этому времени народ Израиля обладал сильным чувством единства и достиг высокого уровня групповой самоидентификации и сплоченности. (Стр. 24-25).

 

Более того, в декабре 167 г. в Храме были введены идолопоклонство и культовая проституция. (Стр. 78).

 

Из книг Эзры и Неемии становится понятно, что только незначительное меньшинство вавилонских евреев вернулось в Землю Израиля. (Стр.83).

 

На эллинистический период приходится зарождение многих элементов классического антисемитизма. Позднее антисемитизм стал носить двоякий характер: он мог либо объясняться социально-экономическими причинами, либо исходить из образа еврея как убийцы Христа.<...> В эллинистический период евреи жили в тесном контакте со своими соседями, но в будущем им предстояло столкнуться с самым серьезным из кровавых наветов: обвинением в богоубийстве. (Стр. 92).

 

Как уже говорилось, саддукеи отрицали идеи посмертного воздаяния и бессмертия души. Они не верили в ангелов как в сверхестественные существа, хотя не могли не признавать боьшого количества божественных "посланников", упоминаемых в Библии. В соответствии с их представлениями о полной свободе человеческой воли, Бог не принимал участия в людских делах. (Стр. 109).

 

Среди сокровенных знаний, которые надлежало держать в тайне, были имена ангелов. (Стр. 113).

 

Характерной чертой ессеев была воздержанность и отказ от роскоши. Имущество было необходимо лишь для удовлетворения жизненных потребностей. (Стр. 113).

 

Сильнее всего аскетизм проявлялся среди тех, кто брал на себя обет безбрачия. В то же время есть основания полагать, что во многих случаях отказ от брака не был изначальным и вступал в силу к концу жизни, когда человек уже имел детей. (Стр. 113).

 

В это время то, что потом превратилось в христианство, было одной из еврейских сект, и именно с этой точки зрения мы будем рассматривать данное явление. <...> Многие из его идей были близки идеям других современных ему сект, включая фарисеев, секту Мертвого моря и апокалиптические группы. (Стр. 144, 145).

 

Эта идея основывалась на пророчествах о Дне Господа (Судном дне). Уничтожение зла должно было привести к началу утопической мессианской эры, в которой было бы создано идеальное общество и восстановлена монархия дома царя Давида. Когда в I в. н. э. зарождалось христианство, его приверженцы полагали, что они вступили в период исполнения всех этих чаяний. Иисус для них ассоциировался с Мессией из рода Давида, который предвещал окончательное искоренение зла. (Стр. 144-145).

 

На основании имеющихся отрывочных свидетельств невозможно с точностью установить, какие именно события привели к распятию Иисуса, однако нам хорошо известны трагические последствия широко распространенного среди христиан мнения о том, что в этом повинны евреи. (Стр. 146).

 

Лишь позднее, к концу сложения Нового Завета во второй половине I в. н.э., возникла идея божественности Иисуса из Назарета. (Стр. 146).

 

В ранних евангельских текстах, описывающих споры между Иисусом и фарисеями по вопросам еврейского закона, не наблюдается острой враждебности. Распятие рассматривалось как дело рук римлян, которым помогала часть (вероятно, эллинизированных) священников. (Стр. 147).

 

В какой-то момент в I в. н. э. редакторы Нового Завета четко осознали, что они не являются больше частью этого народа, и стали описывать дискуссии Иисуса как споры со всеми евреями, а не с отдельными их течениями, чего можно было ожидать в случае внутриеврейских разногласий. После того как христиане начали воспринимать евреев как "чужих", оставался лишь один шаг до мысли о том, что все евреи повинны в отвержении Иисуса и, следовательно, в том, что его мессианская задача осталась невыполненной. (Стр. 147).

 

Образ еврея – убийцы Христа  получал все большее распрстранение, а нападки на иудаизм стали нормой в христианских проповедях. (Стр. 149).

 

Фарисеи возводили свои внебиблейские правовые и экзегетические /толковательные/ традиции к "традиции отцов" или "неписаным законам". Тем не менее нигде не встречается утверждения о том, что эти традиции были даны на Синае. Таннаи, как будет показано далее, утверждали, что их внебиблейские традиции, многие из которых были унаследованы от фарисеев, являются частью устного закона – второй Торы, ниспосланной Богом Моисею на Синае наряду с письменным законом. (Стр. 171).

 

В какой-то момент между концом I в. до н. э. и I в. н. э. возникло представление о том, что устный закон, наряду с письменным, был дарован на Синае. Некоторые современные исследователи объясняют этот процесс желанием мудрецов Явны укрепить свою власть, приписав собственным традициям божественное происхождение. (Стр. 174).

 

Когда в VI в. до н. э. персы под предводительством Кира Великого завоевали Месопотамию и позволили евреям вернуться на родину, лишь незначительная часть изгнанников воспользовалась этим разрешением, и еврейская община Вавилонии продолжала расти. (Стр. 206).

 

Гонения на евреев вспыхнули с новой силой в правление Кавада I (488 – 531 гг. н. э.), поддержавшего учение Маздака относительно общественного пользования собственностью и женщинами. Легко понять, что для евреев это учение было неприемлемо. (Стр. 210).

 

Фундаментальной для раввинистического иудаизма была вера в то, что мир сотворен единым вечным Богом. Этот Бог всемогущ и всеведущ. Он создал мир своим повелением и управляет событиями, происходящими в нем. (Стр. 231).

 

В конце времен народ Израиля будет свободен от иноземного владычества и будет жить на собственной земле под управлением царя из рода Давида: мессии, который будет смертным человеком, наделенным особой мудростью, силой и обязанностями. С началом мессианской эры все остальные народы признают наконец истинность Бога Израиля, что, в свою очередь, приведет к всеобщему участию народов в мессианской эпохе. Все станут послушны воле Бога и будут служить Ему на Его священной горе. В Иерусалиме будет восстановлен Храм, и воскресение мертвых вернет тех, кто прожил праведную жизнь, к вечной радости. (Стр. 232-233).

 

Рабби черпали свои идеалы семейной жизни из Книги Бытия. Она начиналась с идеи моногамии как идеала жизни в Эдемском саду и затем принимала многоженство в качестве компромисса, иллюстрируя связанные с ним сложности примерами из жизни патриархов. (Стр. 245).

 

С того момента, как стали доступны аморайские комментарии в форме Талмуда, весь этот материал стал фактически новым Писанием иудаизма, а авторитетность Библии стала определяться ее интерпретацией в рамках раввинистической традиции. (Стр. 254).

 

Мы проследили историю иудаизма на пути от Храма к дому учения и синагоге, от Торы – к Талмуду, от священников – к рабби, от текста – к традиции, стараясь показать единство. (Стр. 258).

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Hosted by uCoz