ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ПОЩЕЧИНА
Уважаемый
Владлен
Кривошеев!
Мне
как автору
было приятно,
что Вы
вторично
опубликовали
обсуждение
моей статьи
"Удар ремня",
появившейся
в "Неделе"[1]
42 года (!) тому назад.
Спасибо.
Воспользуюсь
случаем и
расскажу, как
публикация
этой статьи
оказалась
тогда для меня
поучительным
уроком несвободы
советской
печати.
В то
время я был
сначала
школьным
учителем, потом
техникумовским
преподавателем.
И вот опыт
педагогической
работы
привел меня к
убеждению,
что тотальный
запрет
физического
воздействия
на детей и
подростков
неправилен.
Потому что
бывают
случаи, когда
такой запрет
приносит
больше вреда
ребенку или
подростку,
чем пользы: нетравмирующие
физические
воздействия
встряска,
шлепок,
пощечина,
удар, пинок
бывают
иногда
гораздо
полезней, чем
воздержание
от них.
Но,
подчеркиваю
нетравмирующие!
Главная цель
таких
физических
воздействий
не причинить
боль или тем
более травму,
а лишь выбить
из состояния
упрямого непослушания,
хорошенько
встряхнуть
психологически.
Собственно,
к тому же
подталкивал
и эпизод из
"Педагогической
поэмы"
основоположника
советской
педагогики
Антона
Макаренко: "В одно
зимнее утро я
предложил
Задорову /воспитаннику
детской
трудовой
колонии/ пойти
нарубить
дров для
кухни.
Услышал
обычный
задорно-веселый
ответ:
Иди сам
наруби, много
вас тут!
Это
впервые ко
мне
обратились
на «ты». В
состоянии
гнева и
обиды,
доведенный
до отчаяния и
остервенения
всеми
предшествующими
месяцами, я
размахнулся
и ударил
Задорова по
щеке. Ударил
сильно, он не
удержался на
ногах и
повалился на
печку. Я ударил
второй раз,
схватил его
за шиворот, приподнял
и ударил
третий раз.
<...> Обедали
мы вместе /Макаренко,
Задоров и
другие
воспитанники/, с
аппетитом и
шутками, но
утреннего
события не
вспоминали. Я
себя чувствовал
все же
неловко, но
уже решил не
сдавать тона
и уверенно
распорядился
после обеда.
Волохов
ухмыльнулся,
но Задоров
подошел ко
мне с самой
серьезной
рожей:
Мы не
такие плохие,
Антон
Семенович!
Будет все хорошо.
Мы понимаем".
(Глава
"Бесславное
начало
колонии
имени
Горького").
В
моем
педагогическом
опыте был
случай, аналогичный
макаренковскому.
Лет
за пять до
статьи "Удар
ремня" я
преподавал
русский язык
в семилетке
села Широкое
Коминтерновского
района Одесской
области.
Снимал одну
комнату в
хате супругов-колхозников
Каневых; а
еще одну комнату
снимала в той
же хате Вера
Петровна, учительница
украинского
языка. Мне
было 25 лет, а
Вере
Петровне,
представьте
себе, всего 18 (только
что окончила десятилетку,
а
дипломированных
учителей в
сельских школах
не хватало). В
силу ряда
причин,
которые не
имеют
отношения к
теме данного
моего комментария,
у меня, тогда
еще
холостяка, с
этой юной
коллегой и
соседкой по
коммуналке сложились
чисто
товарищеские
отношения, не
было в общем
даже и
флирта.
Как-то
на уроке в
выпускном, 7-м
классе я
вызвал к
доске одного
из нерадивых
учеников с
одной из
типичнейших
русских
фамилий
Сидоров. Но
вместо того,
чтобы ответить
на заданный
мной вопрос
по русскому
языку, этот
Сидоров с наглой,
издевательской
улыбочкой
вдруг выдал
мне:
А
лучше ВЫ
ответьте мне
на вопрос:
чем вы занимаетесь
с Верой
Павловной по
ночам в хате
Каневых?
Сельские
школьники
созревают
раньше городских,
и у меня как у
молодого
учителя, да еще
и горожанина,
поначалу
нелегко
складывались
с ними отношения.
Двусмысленные
реплики с
мест и раньше
дестабилизировали
рабочую
дисциплину в
классе, но
таких, откровенных
вызовов еще
не было. К
тому же естественный
рыцарский
инстинкт
требовал от меня
сразу же
вступиться за
честь
незаслуженно
оскорбляемой
молодой учительницы.
И вообще я
понял, что
если не
пресеку
сейчас же
этот
хулиганский
вызов, то
учительствовать
тут станет
мне
невозможно.
Думать
не писать:
все это
пронеслось в
моей голове
за секунду.
А-а-а, будь что
будет
пойду-ка я по
стопам
Макаренко...
В тот
момент я как
раз тоже, как
и Сидоров, стоял
у доски, прямо
напротив
него. И тут же
в ответ на
его
провокационный
вопрос я влепил
ему средней
увесистости
пощечину. Хлипкий
Сидоров аж
закачался,
еле устояв на
ногах.
Сенсация о пощечине
в тот же день
дошла до
директрисы
школы, и она,
неожиданно
мягко,
пожурила
меня:
Я
слышала, что
вы ударили
Сидорова,
сказала она,
нельзя же
так... на нашей
работе надо
уметь
сдерживать
себя...
И
больше к
этому вопросу
она не
возвращалась:
моим
учительством
она была в
целом
довольна,
учителей не
хватало и
вопрос был
благополучно
замят.
А
дальше, с
учениками, у
меня
происходило
все так же,
как и у
Макаренко:
раскаяние
нагловатого
Сидорова,
затем
возросшее
уважение его
ко мне, а вместе
с ним и
возросшее
уважение ко
мне
остального
класса.
...Итак,
написал я
проблемную
статью под названием
"Бить или не
бить?"
(обыгрывающим
гамлетовское
"Быть или не
быть?") о том,
что, хотя
вообще бить
детей НЕпедагогично,
но случаются
ситуации,
когда бить
все-таки педагогично.
Самым
относительно
смелым
советским
периодическим
изданием
была тогда "Неделя",
поэтому я и
решил
послать
статью туда,
тем более что
однажды уже пробился
туда с
публикацией
(статья "Ребенок
плачет", 2
июля 1967)[2].
И вот
опубликована
там и вторая
моя статья.
Неизвестному
провинциальному
автору я жил
тогда в
Одессе, без
связей в
Москве, пробиться
в популярное
центральное издание
было шансов
всего,
наверно, 1 к 1000. Словом,
это была
весьма
редкая удача
опубликовать
в "Неделе аж
две статьи; и
такая удача,
конечно же,
радовала.
Когда
же я начал
читать эту
вторую
публикацию,
то сначала
мне было
неясно,
почему редакция
сменила
название с "Бить
или не бить?"
на "Удар
ремня". В
условиях
тоталитаризма,
в советской
печати не
принято было
согласовывать
редакционные
изменения с
автором:
опубликовав
произвольно
измененную
статью,
редакция
просто
ставила
автора перед
фактом мол, пусть
будет
благодарен,
что его
все-таки опубликовали.
Но когда я
прочел
статью, то
увидел, что
редактирование,
оказывается,
было еще
более беспардонным,
чем просто
смена заголовка:
все мои
рассуждения
о Задорове и
Сидорове
были
безжалостно
выброшены! И
получилось,
что то, ради
чего написана
была статья,
полностью
выхолощено:
идея о том,
что бить
иногда можно,
по сути
повернута
была на 180
градусов,
БИТЬ НЕЛЬЗЯ
НИКОГДА!
И
теперь стало
ясно, почему
редакции не
подошло
название "Бить
или не бить?"
Принцип не
бить
декларировался
в советской
педагогике как
аксиома,
несмотря на
макаренковский
эпизод с
Задоровым,
так что ни о
каком или не
могло быть и
речи!
Тем
не менее,
опубликуй
тогда
"Неделя" мою подлинную
статью и
обсуждение
ее приняло бы,
конечно же,
несколько
иной
характер.
А что
касается
реально
получившегося
тогда обсуждения,
то, как
теперь
становится
ясным для
читателя, я
отнюдь не
противник, а
как раз
сторонник
той точки
зрения,
которую в обсуждении
статьи
отстаивал
некий А.
Гладков: "В
последнее
время
слишком
много стали
проявлять
гуманности к
детям.
Сколько вокруг
лодырей и
тунеядцев
появилось.
Бить детей
надо, дорогие
товарищи;
конечно, не
всегда и не
чем попало, а
ремнем, и с
раннего детства".
Полагаю,
что за
прошедшие с
тех пор 42 года
проблема
попустительства
детям-"лодырям"
и детям-"тунеядцам"
(по Гладкову)
лишь
усугубилась...
"Помни
это каждый
сын,/ знай
любой
ребенок:/ вырастет
из сына свин,/
если сын
свиненок". (В.
Маяковский,
"Что
такое хорошо
и что такое
плохо?").
В
общем, та
давняя
публикация
оказалась для
меня
поучительным
уроком несвободы
советской
печати.
Хорошо, хоть
нынешние
времена несмотря
на тоже
многие их
несвободы
позволили
все же хотя
бы
рассказать о
тогдашней, еще
большей несвободе.