Г.
Гачев,
"Русский
Эрос". –
М.,
Интерпринт, 1994.
(Ряд
мыслей
Гачева
любопытны
мне тем, что, независимо
от него, они
посещали и
меня:)
У
каждого
литератора
возникает
иногда сомнение
в
необходимости
его
писательства:
"Как воры,
бросающие
свое ремесло,
называются
«завязавшие»,
так и я хочу
сейчас
завязать
писание:
поджилки в
висках, чую,
не те, уже жидким
молоком
доятся. И
потом эта
каждодневная
многословная
дрисня! Всё.
Надо
перевернуться
– куда-нибудь
податься, где
б я работал
руками и ногами:
дрова,
лесоповал
или лыжи. <...> А
то до сих пор
суходрочкой
занимался: ум
из ума выводил.
(Стр. 146-150).
Из
поколения в
поколение
идет жалоба
на измельчание
душ и
существ. И на
это, верно,
есть
основание.
Вопрос такой:
когда от
первочеловека
Адамо-Евы
пошло
потомство, то
входила ли в
каждое тело,
в новое
существо и
новая,
равновеликая
Адамо-Еве
душа? А если
да, то откуда
она бралась?
Значит,
параллельно
умножению
тел множился
рост идей и
ангелов,
субстанций =
множилась
вечность, что
ей не
присуще?..
Похоже на истину
дробление
одной
Адамо-Евиной
души – и
последующее
ее
распределение
на поколения,
народы,
индивидов. (Стр.
156).
Пишу
вольномыслие
вот это –
правда, без
расчета на
издание – ну,
какая
важность:
«лишь только
б вечность
проводить!»;
веселее мне
живется с
этим трудом –
и ладно, цель
достигнута. А
потом беспечатье
загоняет
мысль на
такое дно, на
такой глубокий
уровень, на
котором я, не
рассчитывая
на публику,
на время, его
суетные
забавы и проМблемы,
– могу
созерцать и
мыслить
чисто и по самому
большому
счету, имея
собеседником
не нынешнего
куриномозглого
гражданина, но
– Сократа,
Пушкина,
Толстого,
апостола Павла,
Канта и т. д. Стр.
(217-218).
Пишу
эти места
крамольные, а
щекочет под
задком (как
иногда в
самолете в
воздушную
яму проваливаешься),
что придут
дяденьки из
органов да
записочки
мои
конфискуют и
разорят всё... (Стр.
218).
Читать?
– И так
столько
запущено в
голову и ждет
своей
очереди для
расхлебывания,
что боюсь еще
грузить
сейчас, когда
я в ритме... (Стр.
229).