Два отрывка,
опубликованных
в
Альманахе-2010.
Нью-Йорк,
Издательство
Клуба русских
писателей, 2010,
стр. 552-553,
554-555, 556-557, 558-559.
БАРБУДОС
(Отрывок
из рукописи
публицистической
книги
"Философия
секса")
С
точки зрения
парикмахера,
мужчины
делятся на
три
категории:
бритые,
усатые и
бородатые. Но
как-то никто
не обращает
внимания на
то, что
бывают
усатые без
бороды, но
почти не
бывает
бородатых
без усов. Так
что правильней
было бы
сказать так,
что мужчины
бывают
бритые,
усатые и усато-бородатые.
Значительную
часть жизни я
был
усато-бородатым.
И
"нормальные",
бритые
мужчины нередко
задавали мне
укоризненный
вопрос:
А
почему ты не
сбриваешь
бороду?
На что
у меня был
давно
заготовленный
ответ:
Вопрос
поставлен
некорректно!
???
Бог
или эволюция
создали нас
с бородой. А вот
почему ты сбриваешь
ее?
Такой
поворот
разговора,
как правило,
ставил
бритого в
тупик. Он
вдруг
задумывался:
а действительно,
почему он
сбривает
свои усы-бороду?
И бритый
переходил на
оправдывающуюся
интонацию:
Да
ведь,
понимаешь,
так принято...
Мой
дед Степан
Арзунян, как
и все, брил
свою бороду,
но никогда не
брил усы.
Когда лет в 12 и
у меня начали
пробиваться
усы-борода,
чуть ли не у
первого
среди
знакомых сверстников,
дед, с
улыбкой
одобрения,
сказал мне:
Береги свой
первый усы,
никогда не
брей их.
Настоящий мужчин
никогда не
бреет свой
усы. Я, видишь, сохраняй
свой первый
усы! и он с
гордостью
указал на
свои пышные, с
завитками
усы, до
которых
моему лишь
наметившемуся
пушку было
еще очень
далеко.
Постараюсь...
обещал я
деду.
Однако
мою маму и
других
знакомых
женщин мои
усы
раздражали:
Сбрей
их! Зачем они
тебе ты ж еще
мальчик!
Как им
хочется,
чтобы я
оставался
еще мальчиком!..
И вот я
устал от их
назойливости
и в конце
концов сбрил
усы, так и не
выдержав
данное деду
обещание. И у меня
было
ощущение,
наверное,
близкое к тому,
какое бывает
у девушки,
лишившейся
девственности:
мол это уже
навсегда, мол
назад уже
пути нет.
Потом
я опять
отрастил усы,
но это было
уже не то: это
были уже не
девственные
усы, как у
моего деда.
А
через
несколько
лет вдруг
возникла
проблема с
райкомом
комсомола.
Я
попытался
устроиться
на лето
младшим пионервожатым
в лагерь. Но
завотделом
пионерской
работы
сказала мне:
Ты
должен
сбрить усы!
А мой
дед сказал
мне, чтобы я
сохранял их
всю жизнь...
сослался я на
не
выполненный
мной завет
деда.
Ну,
тогда тебе
придется
объясняться
на бюро
райкома!
Сейчас
это может
показаться
странным: рассматривать
вопрос об
усах на бюро
райкома, но
тогда
подобное
было обычным.
На
бюро мне
опять задали
вопрос:
Почему ты
отказываешься
сбрить усы?
Мой
дед сказал
мне, что я
должен
сохранять их...
продолжал я
свою линию.
Но
ведь ты же
знаешь, что
вожатый
должен быть
во всем примером!
И тут
какой-то
добрый
парень из
бюро нашел вдруг
в мою защиту
политически
правильный ход:
Но он
же армянин!
Парень
вычитал это
из моей
анкеты. А усы
это
армянский
национальный
обычай...
Дружба
народов была
тогда одной
из святынь
советской
пропаганды,
и тут бюро
облегченно
зашумело, заулыбалось
мне:
Конечно!..
Конечно!.. Ему
как армянину
надо разрешить...
(Но уже
по другим
причинам
получилось
так, что я
передумал
тогда идти в
вожатые).
И еще
эпизод, через
несколько
лет. Тогда я носил
уже полный
комплект
усы-бороду.
Я
устроился на
работу
учителем
русского языка
и литературы
в сельскую
школу. И хоть
директриса
школы охотно
приняла меня
на работу, но
приставала:
Вам
нужно сбрить
бороду...
И вот
школу должен
был посетить
сам Первый секретарь
райкома
партии!
Диктатор
районного
масштаба.
Султан.
Он не
разрешит вам
оставаться с
бородой... испуганно
говорила мне
директриса.
Но я к
тому времени
был уже
тертый калач
и подготовил
"домашнюю
заготовку"...
Наконец, в
школе
появился
Первый и капризно-иронично
уставился на
меня:
А
бороду-то
надо сбрить...
Тут я и
решился: была
не была
уволят так
уволят! И
ответил моей
заготовкой:
Понимаете, я
не могу этого
сделать.
Когда я узнал,
что Фидель
Кастро и его
соратники поклялись
не бриться,
пока не
победит
Кубинская
революция, я
тоже поклялся
с ними...
Кастро
и его
соратники
так и
назывались
тогда
по-испански
"барбудос"
("бородачи").
Первый
секретарь
сначала
негодующе
насупился. А
потом
рассмеялся
и
снисходительно
кивнул
директрисе:
Ладно,
это
действительно
серьезная
причина. Пусть
ходит с
бородой...
Так
что, если при
столкновении
с комсомолом
мне помогла
ссылка на
дружбу
советских народов,
то при
столкновении
с партией
помогла уже
ссылка на
дружбу
народов
разных стран.
В
общем,
б'ольшую
часть своей
жизни я ходил
то в усах, то в
усах-бороде.
И сейчас, в 73
года, как вы
видите на моих
фотографиях,
я тоже в усах.
С
точки же
зрения
сексологии,
все это давление
на мои
усы-бороду
было
покушением
на один из
моих
вторичных
половых
признаков.
Мама и
женщины
покушались
на них, желая
продлить мой
статус
ребенка и тем
самым свой статус
молодых
женщин. А
райкомы
покушались
на них, желая
подогнать
меня под
стандартизованный
образ
советского
человека.
А
вместе те и
другие
подсознательно
старались
нивелировать
мою
мужественность,
ограничить
мою
сексуальную
потенцию. Социальная
стерилизация.
Так
что при всем
моем
неприятии
средневековых
нравов
ортодоксальных
евреев и мусульман,
в одном я с
ними все-таки
солидарен в приверженности
усам-бороде
как своему
вторичному
половому
признаку.
Я не
евнух. Бритье
это
мини-кастрация.
СТУКАЛКИ
(Отрывок
из рукописи
романа
"Аттестат
зрелости")
Одесская
школа №50 была
на улице
Конной, через
дорогу от
Нового
базара.
Причем это
была задняя,
по отношению
к центру
города, часть
Нового
базара, т. е. те
самые
задворки
базара, в
которых
собиралось
больше всего
всяких биндюжников[1],
спикулей,
воров, проституток
и прочей
базарной
элиты ведь
это был 1946 год.
Многие из них
и жили где-то
тут же.
Кстати,
потому улица
и называлась
Конная, что
она
изначально
была улицей
базарных биндюжников.
Среди моих
соучеников
оказалось
немало детей
этой
базарной
элиты, и они
задавали в
школе очень
жестокий тон.
А были ведь
еще и дети с
просто
расшатанными
нервами,
которых
коснулись
ужасы войны. Среди
всех их были
и весьма
положительные
ребята, но
это не мешало
им иногда
вспылить и
проломить
соседу по
парте голову
чернильницей.
Я был из тех,
которым
посчастливилось
избежать
особых
душевных
потрясений,
связанных с
войной. И нам,
нормальным
детям, было
страшновато
в этой
жестокой
атмосфере.
На
Комсомольской
было много
развалок с сохранившимися
многоэтажными
стенами, кусками
этажей и
лестниц. В
одной из этих
развалок мы
регулярно
собирались
после занятий
на стукалки.
Постукаемся?
предлагали
и мне. После
уроков в
развалке...
Стукаться
это значило
драться; но и
не совсем
драться: это
было как бы
обрядом
выяснения отношений.
Постоянно
выяснялись
отношения, кто
кого бьет.
Тому, кто
тебя бьет, ты
должен во
всем подчиняться
беспрекословно,
и он тебя не
тронет.
"Он
тебя бьет" означало не
то, что он
тебя в данный
момент бьет,
или, что он
тебя бьет
регулярно, а
то, что он
тебя бьет
вообще, т. е.
когда-то
побил, а значит,
при твоем
непослушании
может побить
опять. "Он
тебя бьет"
могло
означать
также, что
когда-то, в
самом начале
вашего
знакомства,
он тебе
предложил:
Постукаемся?
И ты или
испугался
или
просительно
улыбнулся
ему и
дружески
взял его за
плечо:
Ладно, я
знаю, что ты
сильнее.
Признать,
что он
сильнее было
почетнее, чем
испугаться.
Так
поступали
наиболее
хитрые из
слабосильных,
например, я.
А самое
благородное
было принять
бой, даже если
он и сулил
поражение.
Постукаемся?
Постукаемся.
Существовал
и институт
секундантов,
как при
настоящей
дуэли:
Хорошо, с
моей стороны
будет Славка.
Ну, я тоже
кого-нибудь
приведу.
В
обязанности
секундантов
входило
караулить
портфель,
пальто и
шапку
дерущегося товарища,
а воровали
тогда быстро.
Но главное следить,
чтобы дуэль
протекала по
правилам.
Правил было
мало, но
соблюдались
они четко: лежачего
не бьют, пока
не встанет;
стукаться до
первой юшки[2].
Чаще всего
юшка
появлялась
из носа, но
проломить
могли и
голову, и
вообще что
угодно;
однако не
важно что
лишь бы
первая юшка.
Стукались
голыми
руками без
камней,
палок, ножей;
но и ногами,
нередко в
сапогах.
А с камнями
или ножами
это уже
считалась не
стукалка, а
драка, это
было против
правил стукалки.
И бывало это
намного реже,
да и только с
незнакомыми
пацанами с
другой улицы
или из другой
школы.
Конечно,
иногда на
стукалку
договаривались
и не так
мирно: в
школе
происходила
стычка, но то
ли сами, то ли
с помощью
друзей быстро
прекращали
ее, чтобы не
влипнуть под
неусыпное
око учителей.
И тут же
почти
хладнокровно
договаривались:
Приходи в
развалку на
Комсомольской!
Я-то приду, а
ты не струсь!
Но часть
стукалок
начинались
без всяких стычек,
просто как
вызов на
рыцарский
турнир:
Хочешь со
мной
постукаться?
Хочу.
Особенно,
помню,
поражал меня
один прием, если
противник
попадался на
этот прием,
ему наверняка
бывала хана:
избежать
юшки было почти
невозможно.
Прием этот
был так же
прост, как,
вероятно, и древен.
Главное было:
хорошенько
схватить
голову
противника
за уши, или за
волосы, или
еще
как-нибудь и
пригнуть ее к
себе. В этом
положении
было очень
удобно
молотить противника
коленом по
носу. И
вымолотить
из носа юшку
удавалось
очень быстро.
Так что
человеку со
слабым носом
в стукалке делать
было нечего,
даже если у
него были
сильные
мускулы и
крепкие
нервы. Все
равно юшка из
носа быстро
приводила
его к
поражению.
Случалось,
что стукалки
завершались
дракой это
когда у
кого-то
сдавали
нервы, и он нарушал
правила игры.
И тут уже в
драку могли
вступить и
секунданты, и
прочие друзья-товарищи,
и даже
посторонние
зрители, и тут
уже в ход шел
любой
подручный
материал: портфели,
гелыки[3],
перочинные
ножи и даже
железные
прутья, которых
много
валялось в
развалках.
И тут уже
обязательно
кто-то кому-то
что-то
разбивал,
несмотря уже
ни на первую,
ни на вторую
юшку. А кто-то
быстро срывался[4],
а кто-то
распускал
нюни ревел
обильными детскими
слезами. И,
конечно, все
это сопровождалось
свирепым
базарным
матом. Со
стороны
могло
показаться,
что ругались
закоренелые
биндюжники, а
не молокососы-школьники.
Развалки
играли роль
уличных
уборных в основном,
для мужчин
(женщины
опасались в
них появляться).
Увидев
стукающихся
пацанов, взрослый
мужчина, как
правило,
разгонял их.
А особенно
азартным
стукальщикам
могло и
достаться от
взрослого: и
под зад, и по
морде. Мог и
оттягать за
ухо и за ухо же
потянуть в
школу или к
родителям.
Поэтому при
виде
пришедшего
опорожниться
взрослого,
кто-то из
пацанов
стоящих на шухере[5],
у входа в
развалку,
сразу же
кричал:
И стукалка
временно
прекращалась,
пока взрослый
опорожнится
и уйдет.
Но даже если
саму
стукалку
взрослый и не
засекал, то
он все равно
чувствовал,
что пацаны
собрались
тут
неспроста и
часто из
родительско-педагогических
соображений
гнал даже
мирно
стоящих в
развалке
пацанов. А
драться со
взрослым
никто из
пацанов не решался,
ведь
взрослые
были тогда
тоже тёртыми[8]:
за их плечами
была школа
почище
стукалок война.
Матерые же
пацаны-хулиганы
решались
лишь на то,
чтобы грубо
огрызнуться,
иногда и с
матом, но
придерживаясь
при этом
почтительного
расстояния
от взрослого.
А иногда,
отбежав
подальше,
запускали во
взрослого
камнем и
сразу же
давали
стрекача, аж
пятки
сверкали.
[1]
Биндюжник
(жарг.) от:
биндюхъ "извозная
телега, на
которую
валятъ до ста
пудовъ" (В.
Даль,
"Толковый
словарь").
[2]
Юшка (жарг.) кровь.
[3]
Гелык (жарг.) камень.
[4] Срываться
(жарг.) убегать.
[5]
Стоять на
шухере (жарг.) "то же,
что стоять на
стрёме";
стрёма "стоять на
страже
сообщников
при совершении
преступления"
(Д.
Квеселевич,
"Словарь
ненормативной
лексики").
[6]
Атас (жарг.) "употребляется
как
предупреждение
об
опасности" (Д.
Квеселевич,
"Словарь
ненормативной
лексики").
[7]
Шухер (жарг.)
как и атас, "употребляется
как
предупреждение
об опасности"
(Д.
Квеселевич,
"Словарь
ненормативной
лексики").
[8]
Тёртый (жарг.) "бывалый,
опытный;
много
видевший,
испытавший" (Д.
Квеселевич,
"Словарь
ненормативной
лексики").