Невыездной за пределы Одессы

 

В выражении творческая биография существительным (иначе говоря,  существенным) является слово биография, а прилагательным (иначе говоря, тем, которое прилагается) – слово творческая. Поэтому я всегда считал, что для полноценного восприятия поэзии, желательно иметь представление и о биографии поэта. Особенно это важно для поэтов с такой нестандартной биографией, как, например, у Александра Пушкина или у Игоря Павлова.

Ну, что касается Пушкина, то иметь представление об его биографии нетрудно, так как о его жизни написаны тысячи книг – с Павловым же дело обстоит с точностью до наоборот.

Большевистский соцреализм в упор не видел таких неофициозных поэтов, как Павлов, – они просто как бы и не существовали. Стихи таких, как Павлов, глобально не допускались в печать, а потому писались "в стол" и были лишь  широко известны в узком кругу. А если поэта как бы не существовало, то тем более не могло существовать и его биографии, – ведь естественно, что биография непоэта, заурядной личности никого не могла заинтересовать, кроме разве вездесущего КГБ.

Но вот рухнули как соцреализм, так и КГБ; написанное "в стол" стало выходить "из стола" – стал выходить "из стола" и Павлов. Первой была большая подборка его стихов в сборнике «Расслабленная речь» (Нью-Йорк, Lifebelt, 1998, стр. 73-89); затем другие подборки: в выходящем в Германии журнале "Крещатик", в выходящей в Соединенных Штатах газете "Новое русское слово", а также в одесском вебсайте "Литературная палуба". Публикация в вебсайте позволила Павлову принять участие в интернетовском конкурсе Сетевой Дюк, где он и занял первое место по разделу поэзии... В возрасте под семьдесят поэт "в стол" превратился, наконец, в поэта "из стола".

Но хоть читатель, слава Богу, читает теперь его стихи, – но литературной критикой и литературоведением эти стихи еще, увы, не успели обрасти; нигде не опубликована пока и биография поэта. Вот тут-то и пришла мне пора сказать, что основная цель данной моей заметки – сформулировать назревший социальный заказ: нужна биография Игоря Павлова.

Я бы ничего тут такого не "заказывал", а с удовольствием написал бы эту биографию сам, – тем более, что будучи его другом в течение 40 лет, кое-что знаю из его жизни. Но, увы, мы живем сейчас по разные стороны Земного шара: он в Одессе, а я в Нью-Йорке; и поскольку он не имеет компьютера (и дело не только в его всегда бедственном материальном положении, но и в особенностях его сугубо гуманитарной личности), – то я не могу расспросить его и по интернету. Поэтому я обращаюсь к тем пишущим людям, кто знает его с мое, но, в отличие от меня,  продолжает жить с ним в одном городе – к Сане Вайнблату, к Жене Голубовскому, к Гене Группу и др. – расспросите его о жизни, напишите и опубликуйте: читателю нужно сохранить не только его стихи.

 

А вот некоторые мои "наводки" к его биографии:

...Кроме русской "крови", в нем есть также, если не ошибаюсь, польская и немецкая.

...Во время румынско-немецкой оккупации учился в одной из одесских гимназий; после освобождения от оккупации продолжил учебу в советской школе (где подружился со своим одноклассником Григорьянцем – тем самым, который стал потом главным редактором областной газеты «Комсомольская искра», а позже переехал в Москву в качестве одного из заместителей главного редактора «Литературной газеты»).

...Отец его работал какое-то время бухгалтером в колхозе, и семья жила под Одессой, на берегу то ли Куяльницкого, то ли Хаджибеевского лимана, на краю старого парка – с тех пор у будущего поэта сохранилась ностальгия по жизни на природе.

...Проучился несколько месяцев в институте, – кажется, в институте иностранных языков; а однажды Павлов, Вайнблат и я поехали в районо Коминтерновского района Одесской области, и заврайоно направил нас учителями в разные села: Вайнблата и меня – учителями русского языка, Павлова – учителем немецкого.

...Успешно прошел пробу на диктора областного радио, но работать там не захотел (не понравилось "кривляться голосом") .

...Подрабатывал в качестве участника миманса (мимического ансамбля) – кажется, в Одесском украинском драматическом театре.

...Окончил курсы художников-оформителей и какое-то время работал в оформительской мастерской; писал дома оригинальные полотна, а чтобы заработать на жизнь, участвовал в оформительских халтурах в колхозах области – нередко в компании художников, ставших потом изветными, в частности с Хрущем.

...Много читал – как  художественную литературу, так и публицистическую, философскую; мастер устных рассказов в дружеском кругу; писал стихи и прозу "в стол" – в конце концов оставил кисть и полностью перешел на перо (полувшутку-полувсерьез объяснив мне это тем, что "перо, чернила и бумага стоят намного дешевле, чем кисть, краски и полотно").

...За много лет опубликовал в местных газетках лишь несколько стихотворений и – в соавторстве со мной – несколько журналистских статей.

...Умел годами увиливать от службы в советских учреждениях и скудно питаться, покупая лишь хлеб, полугнилую картошку и т. п.

...После того, как двое его знакомых погибли от взрыва разбираемого ими снаряда – при попытке изготовления взрывного устройства? – он был подвергнут допросу и у него были кофискованы рукописи, так никогда и не возвращенные.

...Знаток неофициальных, несоцреалистических направлений изобразительного искусства Одессы второй половины ХХ века; в  Горбачевскую перестройку работал некоторое время экспертом в художественном салоне Лагунина, на первом этаже гостиницы «Красная».

...Б'ольшую часть жизни прожил в самом сердце Одессы: на Преображенской, почти напротив главного входа на рынок "Привоз", в полутемной квартире на первом этаже аварийного дома, со всеми удобствами во дворе, – превратив эту квартиру, своей одухотворенностью и доброжелательностью, в один из самых популярных полубогемных-полудиссидентских салонов.

...Сформировался в весьма своеобразную личность: высокоинтеллектуального бомжа, нищего философа, свободного художника – в широком смысле этого слова, – ставшего для многих живописцев и литераторов примером самоотверженного игнорирования советского официоза и бескомпромиссного служения музам (возможно, успешная – по советским понятиям – журналистская карьера школьного друга Григорьянца, как раз и стимулировала Павлова к антикарьере).

 

Я начал эту заметку со сравнения Павлова с Пушкиным – таким же сравнением и окончу. Известно, что великий русский поэт Пушкин, в отличие от людей своего круга, никогда не выезжал заграницу; по невыезности одесский поэт-диссидент Павлов превзошел Пушкина: в отличие от людей своего круга (нашего круга!), Павлов ни разу в жизни не бывал даже в Киеве и Москве – выезжал лишь в Одесскую область. Все мы, одесситы, – патриоты своего действительно уникального города, но такой "укорененности", "усидчивости" в Одессе, как у Павлова, не было ни у кого.

 

P. S. Игорь, если я в чем-то допустил неточности, – извини. Будущие биографы исправят.

 

 

Hosted by uCoz