Георгий
Гачев,
доктор
филологических
наук[1]
Предисловие
к книге
Эдвига Арзуняна
"Жертвоприношение
(стихи 50-90-х
годов)"а
. Ц Нью-Йорк,
Спасательный
круг, 1994
Вы
думаете:
литература
советской
эпохи уже
сказалась, и
все
оригинальное
и прекрасное
в ней изнвестно?
Ошибанетесь:
толща
советской
цивилизации
велика есть.
Тонет ее
Атлантида Ц и
вот еще одна
глубоководная
рыба
всплывает,
словно выдавлена
будучи
погружающимся
материком, Ц
Эднвиг
Арзунян[2].
Быстрые
да юркие
промельтешили
уж на понверхноснти:
шумливо-гражданственные
Евтушенки, авангардно-рынночннные
Вознесенские
позанимали
вниманье, центровав
на сенбе и
пошлостью
своей некрансивой
знаменитости
наложив пенчать
на все
поколение
УшестидесятниковФ.
Но оно Ц
разное. И вот,
как электрический
скат,
всплывает
еще один
поэт... Какая
сжатая
энергетика в
нем:
током-шоком ударяет
мгновенное
прикосновение
малого
четверостишия:
в эти
годы мрачные
в эти
годы душные
развелась
невзрачные
люди
равнодушныеаааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааа(50-е
годы)
Что
за магия в
этой малости
текста?
Психея эпохи
УзаннстояФ,
застылость
Жизни, анемия
чувств... УТипические
ханракнтеры в
типических
обстоятельствахФ
Ц вполне так и
не стыднно
приложима
здесь эта
формула. Это Ц наружа,
а вот Ц нутрь
Ц взрывчатое
УяФ:
я
знаю: я
мертвец я
камень я
природа
весь
смысл в
бездействии
и хаосе... с ума
сошли
вы все... да
здравствует
свобода
от
жизни... да
восторжествует
тьмааааааааааааааа (50-е годы)
Вот
инфернальная
УВакхическая
песньФ Ц жизнечувнстнвие
человека
нашего
времени и
века в полемике
с пушкинским
Уда скроется
тьма!Ф
Долго
вдавливала
русская и
советская
история челонвенка
в себя Ц через
лермонтовский
стоицизм, через
бесовскую
речистость
достоевского
Учеловека из
подпольяФ,
через страх и
окаменение
сталинской
эпохи среди
подслушивающих
стен и
недоверие
друзьям Ц
пока не получился
такой вот
перекрут
души,
спиралевидно
вверченной в
себя, каковая
явлена в линринческом
герое стихов
Арзуняна. Но
в нем вдруг Ц
своя пласнтика
и
художественность!
Прямо Ц
откуда ни
возьмись. Вот
ведь: как
Ванька-встанька
Ц бытие и человек!
Мнут их и
гнут-уродуют,
а глядь Ц
выскакивают
новой
красотой и
мыснлью
светятся,
которых бы и
не
подозревал,
что могут и в
таких
обстоятельствах,а сыскныха иа
противолитературных,
образоваться!
Да, перед
нами Ц
философская
лирика и
торжество
Поэзии и
Мысли над
врагами ее:
их гонят и
запрещают,
преследуют
власти и
органы (как
половые-срамные,
секнннретнно
упрятанные),
а Мысль и
Поэзия и из
этого сора,
грянзи и
крови Ц свою
ткань имеют силу
выткать и в
перл
создания
возвести. Хотя
УкровьФ я
напрасно
помянул:
эпоха Уоттенпенли-застояФ
уж не такая
жестокая Ц не
телесных,
откровенных
страданий и
казней, но
более Ц
душевных,
психических.а
Недаром УпсихушкиФ
наш персонаж
боится пуще
тюрьмы Ц простодушной
еще
заключенности
тела во внешних
стенах. Да,
наш герой Ц
потенциальный
зэк: зэк в
миру, и
заранее
свертывается
в спору, чтоб
перезимовать
долгую
вечность, как
кажется,
советскую, и
бесконечность
не любит
российскую:
неужто
так уж вечная
вечность
что
и не кончится
она
так
бесконечна
бесконечностъ
что
нет у ней ни
стен ни днааааааааааааааааааааааааааааааа (60-е
годы)
Эта
душа Ц не
нараспашку,
напротив:
свернуться
нонннронвит Ц в
помещение, за
стены, в
комнату, в
колбу. И
стихи его Ц
как споры:
сбитые,
семенники
лишь, гены и
хромосомы
идей.
Короткие,
чтоб их легко
запомить (записывать
опасно!).
Интенсивные Ц
не то что
экстенсивная
дрисняа
евтуншеннковской
записанной и
могшей быть
напечатанной
УБратнской
ГЭСФ. Наш
герой Ц да,
запуган,
однако УЯФ его
напирает Ц
проявиться! Н
чтоб не
попасть в
тюрьму, лагерь,
психушку, он
затаивается,
а энергию УяФ
поворачивает
внутрь сенбя
и там
работает.
Всякое
существо
есть
троичное
единство: тело,
дунша, дух.
Соответственно,
всякая
национальная
целостность
или
историческая
эпоха есть
Космо-Психо-Логос,
и этапы советской
цивилизации
могут быть
так распределены:
в период Леннина-Сталина
воздвигался
советский
Космос
(Строй), и
казни
внешние шли:
эпоха Уоттепели-застояФ
Ц это очухиванье,
жизнь
душевная и
муки психики
(стадия
Психеи); ну а
перестройка
принесла
труд уму и
муки Логосу:
непонятность,
что мы такое,
чего желать,
куда идти, Ц и шизофреническую
раснтерянность
понятий: что Ц
хорошо, что Ц
плохо...
И в
этом плане
поэзия
Арзуняна Ц
еще привилегированная:
душе там
страх и
смута,
неясные
фобии и
порывы, зато
уму-то ясно,
что
хорошо-плохо
и чего желать.
Пластично и
классично
даже
устроился
мир и расположилсяаа ва
нема
человека ва
поэзии
Арзуняна. И
даже КГБ и
стуканчи, этиа устнраншинтели
и гонители, Ц
на правах
бесов
искушающих работают:
они ж по
Божьему
попущению
испытьвают
человека и
провоцируют
его волю на
отпор, в ходе
которого он и
самостроится
в
самобытностъ
и
оригинальность,
Ц так что и блангодаритъ
их, духов
отрицанья
этих, теперь,
задним числом
нам надо: они
выходят тоже
сотрудники в
формировании
сонветской
цивилизации,
в пронизнведении
шедевров советской
культуры, иха Улица
необщья выраженьяФ.
Тоже
фрезеровщики
и ваятели. В
контексте их,
и в
сопротивлении
им, в
ускользании
к свободе
творчества и
духа особое
веяние и
перекрут
претерпевали
души и мысли,
стиль и слог,
а в итоге
траекторий
этих Ц неповторимый
орнамент в
творениях
уходящей
советской
культуры.
Но
это лишь
задним
числом
понимается
нами Ц в том
числе, и
самим
автором. Он
рассказывает
о трех крамонльных
четверостишиях-УизюминкахФ
в булке поэмы
УЯФ, где он
зашифровал
страшные
слова похожими
по звучности,
но
безобидными:
я
прочитал
УМанифестФ
и
стал
конформистом
(читай:
коммунистом)
не
портил чужих
невест
и
стал
онанистом
богу
Фрейду (Марксу!) я
молился
верил
в Винера (Ленина!) Ц
Христа
жить
счастливо
научился
как
в г.... живет
глистааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа (поэма УЯФ)
Но
прикровенное
сочетание
выходит
лучше как
образ. Во
всяком
случае их
парно давать надо:
версия
и вариант,
как это
удачно Битов
придумал в
своем романе,
Ц человек
того же
поколения,
что в
Арзунян.
Однако
общественно-политическая
ситуация
времени
формирует
лишь верхний
пласт в складе
души челонвека,
в темах для
мысли и
сюжетах для
поэзии. Их
глубина и
тембр
возникают из
недр, где
этнос
залегает и
как Этна
вулканирует.
И этот поддон
(=род-природа,
ген и кровь) Ц
тот еще пенренкрут
образуют:
столь
разнородны
составляющие
его. Иснследуя
свое УяФ (а это
основной
объект неустанного
любопытнства
поэта: даже
главная его
поэма
называется
УЯФ): из чего
состоит,
какие силы-энергии
прокатываются
по этой
арене, в стихотворении
УПроисхождениеФ
он говорит:
всю
жизнь я в
качестве
нагрузки
несу
загадку
бытия
родной
язык мой это
русский
зато
вот кто
скажите я
один
мой дед был
армянином
был
в Турции
изгоем он
но
став
российским
гражданином
от
геоцида тем
спасен
другой
евреем был
венгерским...
я в
Новороссии
родился
филологом-русистом
стал...
В
публицистическом
пафосе этого
стихотворения
он с
гордостью о
многосоставности
своей
толкует и
спорит с тем,
кто
ухмыляется:
нет
ты не наш нет
ты не русский
ты
армянин и
даже жид, Ц
резонно
обрубая:
но
мы с тобой и
вправду
разны
ведь
я русист а ты
расистааааааааааааааааааааааааааааааааааа (80-е
годы)
Однако
это ответ Ц
наружу; в
себе же он чует
эту многосоставностъ
Ц как УМой
зверинецФ:
во
мне живут
четыре зверя
и
кот и пес и
конь и волк
они
живут во мне
не веря
что
в этом есть
какой-то толк
они
мяукают и
лают
и
ржут и воют
день и ночь
они
напомнить
мне желают
что
выйти из меня
не прочь
а Вот
какие
субстанции и
энергии, и у
каждой Ц свой
интерес и
цель, и звук и хошь:
кот
кочет
выпрыгнуть в
окошко
туда
где
промелькнула
кошка
его
за это я
ругаю
но
иногда с цепи
спускаю
нес
хочет
выскочить в
ворота
и
за штаны
пойматъ
кого-то...
конь
хочет проскакать
галопом
по
всем
Америкам
Европам... Ц
мечта
советского
невыездного;
а
волк
проводит
время воя
о
том что он
желает боя
его
совсем я не
ругаю
зато
с цепи и не
спускаю
И
что же? Как
жить в таком
разрыве? Не
человек, а разрыв-трава:
во
мне живут четыре
злюки
и
волк и конь и
пес и кот
они
замучились
от скуки
жить
на цепи
который год
они
мяукают и
лают
и
ржут и воют
день и ночь
они
напомнить
мне желают
что
разорвать
меня не прочьаааааааааааааааааааааааааааааааа (60- годы)
Человек-взрыв,
расширяющаяся
вселенная,
что втиснута
в худощавого
человечка
среднего
роста с
меланхоличенскими
черными
глазами. Он
обессилен
разнонаправленными
векторами
своих
желаний выйти
из себя в мир:
к женщине, в
дружбу, в
путешествие,
в драку
политики; но
так как разнонаправленные
стремления
погашают
друг друга,
ему остается
скука и
динамическая
неподвижностъ.
Так вперен в
УяФ Ц и в то же
время
тяготится:
все я да я,
закупорен в
себе, как в
клетке.
а Но все
это и
созидает
образ Ц и его
натуры, и
жизни, да и
поэтический
отливается с
особой
мыслью и
складом. Ну и
с иронией Ц
над собой, в
том числе:
я
сам себя у
мира
выклянчил
зато
с процентами
отдам
я
сам себя для
счастья
вынянчил
как
первый
человек Адамаааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
(60-е годы)
УСам
себяФ Ц вот
амбиция
предельная
человеку:
быть причинной
самого себя,
что лишь Богу
присуще. Более
того: себя с
прибытком
творчества
миру вернуть
Ц и замкнуть
начала и
концы:
я
Бога каждый
день молю
чтоб
дал мне
счастье в
правде жить
любитъ
того кого
люблю
и
негодяям не
служить
но
Бог мне
испытанье
дал
служиь
не тем любить
не тех
и
сердце стало
как металл
среди
неискренних
утехаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа (70-е годы)
Вот
сокровенное
исповедание:
жить чисто и искренне
хочется, не
хитрить Ц
даже художественным
вымыслом. Пронснто
голая и
простодушная
мысль в этих
двух фразах-четверонстишиях,
а как хорошо
и как
красиво! Лапидарен
он и
монументален.
А ляпис
Ц камень по
латыни.
Основной состав,
к какому себя
приводит, Ц
камень, металл:
втвержен Ц
армянин! А
как иудей Ц
воздуховен, в
мысли
диалектичен,
перевертыши
там учиняет.
Да,
лапидарен:
любит малую
форму Ц
четверостиншие
высеченное.а
Чеканщик! И
из простейших
элементов и
данже тех же
слов Ц
перестановкою-комбинаторикою
(иудейнский
талант Ц
экономов,
обделенных
природой
материей, пронстором...):
мои
стихи не
музыка
прекраснозвучных
лир
они
записка
узника
переданная
в мираааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
(70-е годы)
Не
надо
общественно-политически
ахать и сострадать
поэту под
гнетом
власти и
цензуры Ц тут
поглубже:
экзинстенциальный
узник он Ц у самого
себя (опять
же) в заключении.
И из этой
тюрьмы
выдраться Ц
больший подвиг!
А удается это
именно
напильником
Слова
русского: им
проволоки
строк,
траектории-
лучи души,
выходы в пространство
воли и света Ц
выделывая:
поэтом
быть
несложно
коли
живешь
неложно
зато
вот жить
неложно
необычайно
сложноааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
(80- годы)
Из
ничего слов
сплетен стих,
а как
остроумно и
пластично!
Филолог-русиста чуета звука иа
любит мыслетворческую
игнру в мире
Слова,
которое Бог.
Прекрасное
стихотворение
УЛевФ рождено
(как я чувнстнвую)
из сочетания
Улев Ц хлевФ:
ты
слишком уж
зазнался лев
за
твой
левацкий рык
а
ну-ка
отправляйся
в хлев
в
поживи как
бык
и
прикуси языкааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа(80-е
годы)
И
целая
сценка-картинка,
судьба
льва-диссидента,
разннвернтывается,
с веселой
иронией
выписанная.
А
вон что
родилось из
метаграммы
Удождь ЦвождьФ:
мы
на праздник
шли но лужам
и
несли
портрет
вождя
вождь
был нам
ужасно нужен
он
спасал нас от
дождяаааааааааа аааааааааааааааааааааааааааааа(60-е
годы)
А
Эрос
литературы:
наносить
буковки на
белое небо,
чистое поле
листа Ц как
ладно и складно
выражен в
стихотворении
УТри
страницыФ:
чистая
страница
как
чистая девица
ее
может
уболтать
остолоп
любой
для
нее все ново
она
жаждет слова
слово
первое на ней
как
первая
любовь
вся
в словах
страница
словно
молодица
что
под сердцем
носит
своей
страсти плод
но
редактор
правит
зачеркнет
убавит
и
вот так
странице
делает
аборт
грязная
страница
как
грязная
блудница
ластик
к ней
ластился
но
всю грязь не
стер
кляксами
заляпана
пальцами
залапана
ветер
жизни дунул
и
унес в костераааааааааааааааааааааааааааааа
аааааааааааааааааааааааааа(70-е годы)
Припомнились
мне три
стадии Мысли
в
стихотворении
Баратынского
УСначала мысль
воплощемаа в поэму
сжатую поэта...Ф
Любопытно их
сопоставить:
перемена
жизненного и
словесного
климата и
стиля предстанет
весьма
ощутимо. Я не
случайно
вспомнил
Баратынского:
перед нами
тоже поэт
мысли. Что
она такое Ц
Мысль, Ц его не
менее заниманет,
нежели что
такое Я?
Впрочем, еще
Декарт
доказал в cogito ergo sum =
Уя мыслю Ц
следовательно
я существуюФ,
что они Ц одно
и то же, родня,
едина их
субстанция.
УГде обитает
плазма
Мысли?Ф Ц
вопрошает наш
поэт; и вот
вариант ответа:
роятся
словно пчелы
Мысли
я
улей их
разбередил
они
б легко меня
загрызли
но
и их верой
упредил
Постойте!
Да тут
философия с
теологией в
подспуде Ц
под пчелками
да с улеем!
Броуново движение
самоопровергающих
мыслей в
раздробь (как
и зверей,
противоборствующих
в зверинце
его души) в
колбе
черепушки
легко-занросто
свело б с ума,
коли не пробился
бы к вектору
Веры. Ну и Ц
Труда:
роятся
Мысли словно
пчелы
и
пасечник
меня поймет
что
не страшны
мне их уколы
когда
я собираю мед
Перестановка
малая слов в
начальных
строках Ц как
вариация в
музыкальной
теме. А
дальше:
возможно
Мысли вечно
были
и я
приманываю
их
чтоб
волшебством
небесной
пыли
они
мне опылили
стихаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа (90-е годы)
И
верно:
опыляют.
Мысли
у него разные
по жанру.
Есть более
открытые,
публицистические,
есть
ясные-рационалистические
(как в УЯ не
крещен и не
обрезанФ иль
в УКто?Ф), но
наилучши (по
мне, на мой
вкус), когда
неотделимы
от образа в
настроения в
ситуации, как
вон в
стихотворении
УNocturneФ:
я
слагаю стихи
в темноте
когда
засыпают
глаза
когда
ноги устали
идти
а
дороге не
видно конца...
глаза
мои спят а
ноги глядят
нащупывая
дорогу
глаза
мои спят а
мысли галдят
чтоб
не было
одинокоааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа (60- годы)
аПоэма УЯФ
Ц эманация
энергии,
мысли, слова.
Она сама себя
сказала, и
неловко
мелкими
вторичными
словами ее
пересказывать.
Зачин ее Ц фортиссимо:
ударение
ударение
в
барабанные
перепонки
начинается
стихотворение
рифмы
бросились
вперегонки Ц
как
ярмарочные
зазывалы,
шарлатаны, Ц и
поэты
надевают сию маску.
И Арзунян
пристраивается
туда же. Однако
нанчиннка
громогласия Ц
своя,
непохожая:
я
маленький
паучишка
плетущий
свои паутины
в
давят меня
ногами
огромные
кретины
а я
пожираю
мелочь
попавшую
в паутины
и вырасти
мечтаю
как
огромные
кретины
Вот
сюжет: я,
ненормальный,
мечтаю стать
как все:
как
хорошо быть
дураком
извлечь
нектар из
шкалика
и
трахнуть в
пузо кулаком
трусливого
очкарика
Однако
ж дорог я
бытию и ценен
Богу Ц именно в
этой своей
ненормальности,
но все же
стыдящейся
себя и стренмящейся
ко всем, на
этом пути и
развертывая общезначимое:
сквозь
меня
проходите
в
свое никуда
меня
не находите
а
себя вот да
Да
он же
служивый Ц
нам всем,
поэт, для
самопонимания:
выволакивает
свои глубины,
потрошит себя,
в слова
облекая и на
ветер себя
пуская и жизнь
свою:
я
всего себя
искромсал
над
собою опыты
ставя
я
всего себя
рассказал
для
себя ничего
не оставя
и
теперь уже
нет меня
есть
обо мне
теорема
и
теперь уже я
не я
а
кричащая
поэма
Есть
здесь и
общекосмические,
и социумные
сюжеты, да
повернуты как-то
иначе:
мы
все
космонавты с
ракеты Земля
летящей
к неведомой
цели
мы
смотрим в
пространство
случайность
моля
чтоб
все мы
остались
целы
А
вот и нашей
УперестройкиФ
забота, из
бытия иронизируемая:
мы
учимся жить у
машин
пока
сами не
станем
машинами
без
страха без
слез без
морщин
с
потребностями
мышиными
мы
хотим не идей
а формул
мы
хотим не
чувств а форм
мы
хотим чтобы
был оформлен
точный
план земных
реформ
В
цивилизации
машинно-рыночной
он Ц за страх,
слезы,
морщины, за
идеи и
чувства, и
дает их то
экстатически,
то дразня, то
глухо и
стыдливо, то иронично.
Дело ж свое Ц вословенствования
бытия Ц
понимает
весьма ответственно:
а
сравнения
как сражения
за
весомые
выражения
Да,
берясь за
слово,
выходишь на
сквозняк
бытия:
гол-наг и
беззащитен Ц
уж самою процедурою
высказывания.
Потому так
тянет
свиться,
закрыться,
хотя само
закрывание выходит
пущим
обнажением:
я
хочу
рассказать
ни о чем
я
хочу
рассказать
никому
я
хочу
заложить
кирпичом
все
проходы к
себе самому
УВ
стену
равнодушия я
замурованФ Ц
тот же образ,
но уже со
страданием в
стихотворении
УЗнакиФ. Или (в
стихотворении
УМир катится
в тартарарыФ):
мир
катится в
кромешный ад
а
мы твердим
про цель
и
каждый
втихомолку
рад
в
свою
забиться
щель
УЩельФ,
УколбаФ, УгробФ Ц
варианты
закрытого
пронстранства,
космос
УматьмыФ:
я
стучу по
затылку
как
в пустую
бутылку
а
потом стучу в
лоб
как
в
наполненный
гроб
Лоб,
ум Ц мучитель,
но и
освободитель.
Веселый Ум
(как Зеленый
Шум) Ц
жизненная
стихия Арзуняна.
С умом он повсюду
дома: ум Ц дом...
Конечно, по
долгу службы
жизни как
все,
вожделеет он
женщину, однако
свободнее
ему вот как:
...но
я поставил у
дверей
тяжелую
кровать
и
сам я лег на
ту кровать
чтоб
ты не шла ко
мне
я
буду ночью
ревновать
твоих
зверей к луне
А любовь
к подушке Ц
подружке
белоснежной,
как страница!
О, свиться в
чистое
детство Ц мечта.
И не расставаться
с лоном
подушки и
умом ее:
о
эта
белоснежость
округлость
мягкость
нежность
но
ведь нельзя
подушку
брать
с
собою
засмеют
Плодотворно
бы посравнить
эту поэму УЯФ с
УПесннью о
себеФ
Уитмена. У
Уолта Ц
распахнутость
наружу и приннгланшение
всех на себя
как на рынок
отличнейших
товаров. Экстравертность.
Я Ц как страна
открытых
возможностей,
как Америка
сама. Тут же Ц
человек застарелой
цивилизации
Евразии:
армяно-иудей
русско-советский.
Здесь перекручено
все, так что к
простодушию Ц
пробиваться сквозь
препоны себя
же. Он трясет
себя-мучителя,
свою скованность-вмурованность
расшатать:
я
разбит и
разбросан
вот
язык мой
вопросом
а
вот это вот
уши
в
ожидании
чуши
вот
протезы
протезы
вместо
ног вместо
рук
как
живые
протесты
против
тысячи вдруг
Аристократизм
в его
индивидуализме.
А у Уитмена Ц
демократизм.
Этот Ц
реактивно
отталкивается
от мира и от
масс Ц в себя,
хотя и тут его
мучение, но
САМОмучение:
свободное и
тем сладкое.
У обоих Ц
перебор членов
тела свонего.
Уолт
воспевает
руки, грудь,
язык, УрезакФ Ц как
дающие его
космическому
телу неисчисимые
наслаждения.
Армяно-ж-иудей
на советчине
иное в своих
органах
преднаходит:
уши Ц для чуши,
руки Ц
протесты,
а
вот это мозги
как
скульптура
тоски
а
вот это вот
сердце
как
шашлычина в
перце
Тоже
парад и смотр
членов Ц
граждан
государства
УЯФ. И тут Ц
ирония. У
Уитмена
иронии нет;
она Ц
аристократична,
ее толщей
истории
вырабатывают
Ц как сок и
секрецию
культуры и
личности в
Евразии:
сердце
мое голове
вредит
отдавая
ее
безголовым в
кредит...
сердцу
моему так
трудно
живется
что
оно
когда-нибудь
разорвется
голова
моя так
бесится
что
она
когда-нибудь
повесится
Но
раз слова
нашел,
высказал Ц
значит, душу
облегчил и
спас.
В
слове
встречаемся
мы все Ц люди
разных времен,
строев и
народов Ц как
личности,
ипостаси
образа Божия
(и диавола) в
нас Ц во
взаимном
борении. И
там узнаем
себя Ц в
другом. А
поэты Ц
дарители нам
нас Ц через
себя. И вот к
Песням о
Себе, что мы уже
имеем по
Уитмену,
Маяковскому,
Баратынскому,
пристраивается
в ряд и поэма
УЯФ Арзуняна.
Каждый
найдет в ней
ключ и
разгадку части
себя.
УМой
дар убог, и
голос мой
негромокФ, Уна
земле ожил я,
недоносокФ Ц
мог бы этими
смиренными словами
Баратынского
о себе
сказать и наш
поэт. Но ведь
Уцыпленок тоже
хочет житьФ Ц и
петь. Н паук, и
зэк сидят в
нашмх душах Ц
и тем
чудеснее,
когда, входя
в ареал
Слова, голос
и их звучит
красотою
поэзии.
Баратынский
себя еще поэтически
именнует:
УнедоносокФ,
хотя в
стилистике
пушкинской
плеяды это
уже звучало
кощунством.
Но человеку нашего
века со всянкой
даже
твариной
себя
отождествить
не стыдно Ц
всякое
преднаходя
или
взращивая в
себе за жизнь
в окружении и
страншного, и
все ж
Упрекрасного
и яростного
мираФ (выраженние
Андрея
Платонова). И
ни одна эпоха
не бездарна,
и ни один
исторический
климат не
обделен
причастностью
к добыче
вечных
ценностей Ц
ума, красоты...
Узнаем их и в
советском
обличье Ц
оригинально
перекрученными
Ц в стихах
Эдвига Арзуняна.
[1]
Гачев
Георгий Дмитриевич
(1929-2008) Ц "российский
критик, литературовед,
философ". (Большая
энциклопедия
Кирилла и
Мефодия, компакт-диск.
Ц На базе
"Большого
энциклопедического
словаря", в 2-х
томах. Ц М.,
Большая российская
энциклопедия,
1996).
[2] Он из
Одессы,
родился в 1936,
филолог-русист.
Писал Ув столФ
(скорее Ув памятьФ,
как зэк, не арестованный
еще), иногда
печанталнся
по мелочи в
газетах и
журналах.
Сейчас
четыре года
уж как живет
в США, тоже
без особого
успеха свою
философскую
(не злобондневную)
поэзию
пытаясь издавать.