Слово "Бог"

Вера якобы в Бога

Хард-драйв Вселенной

Сверхмыслитель и Сверхразмножитель

Нужно ли молиться

Совеременный политеизм

Процент уверенности

Космяне

Три муравья

 

 

РАЗМЫШЛИЗМЫ НЕОТЕОЛОГИЧЕСКИЕ

 

СЛОВО "БОГ"

Люди воспринимают это слово по-разному. Для малообразованных верующих – это всесильный старик на тучке, который руководит природой и людьми. Для интеллектуально развитых верующих – это Некто могучий и непостижимый, которому надо поклоняться. Но есть еще и такие, – к которым отношусь и я, – для которых Бог = Вселенная.

Это, последнее восприятие близко пантеизму великого философа Бенедикта Спинозы (XVII в.): "Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она  точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога (выделено мной – Э. А.)". (Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье)".[1]

В общем, я не отказываюсь, как атеисты, от самого понятия Бог, – для меня это понятие наполнено великим смыслом. Но я – против слепого благоговения и трепета перед Ним; за отношение к Нему = Вселенной как к объекту научного познания.

 

ВЕРА ЯКОБЫ В БОГА

Синонимы – вероисповедание, верование.

Вера – "отсутствие всякого сомнения или колебания (выделено мной – Э. А.) о бытии и существе Бога; безусловное (выделено мной – Э. А.) признание истин, открытых Богом".[2][7]

Священнослужитель, в силу своей профессии более изощренный в объяснении интуитивных человеческих ощущений, на первых порах заслуженно приобретает некую духовную власть над паствой. Но затем, чтобы сделать эту власть не относительной, а абсолютной, он, лживо ссылаясь на Бога, старается подменить мышление прихожан – верой в Бога, а на деле – верой в себя, священнослужителя.

Его вера объявляется единственно правильной, от Бога, – а вера всех остальных религий неправильной, от дьявола: "вот тогда-то и началась драма/ нетерпимости к вере другой/ если ты не из нашего храма/ значит нехристь неверный и гой". ("Моисей Иисус и Мухаммед").[3][8]

Причем чем ты более слепо, фанатически веришь, – тем ты лучший иудей, или христианин, или мусульманин. И именно такие фанатики осуществляли в свое время еврейский геноцид Исхода по отношению к народам Палестины, а также христианский холокост и мусульманский джихад.

Вера якобы в Бога, подменившая собой мышление и ставшая мощным орудием власти священнослужителя, – главная ложь современной цивилизации.

 

ХАРД-ДРАЙВ ВСЕЛЕННОЙ

Представьте себе, что во времена, например, Достоевского какой-либо провидец начал бы рассказывать:

– Всю Вселенную пронизывают некие волны, которых мы не видим и не чувствуем, но по которым можно передавать звуки и изображения; причем передавать не только в пределах нашей планеты Земля, но и между планетами. И уже наши внуки доживут до той эпохи, когда будут изобретены специальные приборы для передачи и приема таких звуков и изображений. И подобных передатчиков будут тысячи, а приемники и вообще появятся в каждой квартире, как окно для света или дверь для входа...

Конечно, здравомыслящие современники Достоевского – от неграмотного крестьянина до ученого профессора – подняли бы этого фантазера на смех. Но мы-то, их внуки и правнуки, знаем, что как раз фантазер и оказался прав.

А теперь, в наши дни – во времена не Достоевского, а скажем так, Солженицына – в роли подобного провидца попытаюсь выступить я. Причем я начну теми же словами, что и тот провидец:

– Всю Вселенную пронизывают некие волны, которых мы не видим и не чувствуем, но в которых хранится вся информация Вселенной – как вся информация живой клетки хранится в ее ДНК, а вся информация компьютера хранится на его хард-драйве; кстати, и эту информацию живой клетки или компьютера мы тоже обычно не видим и не чувствуем, пока мы не рассматриваем живую клетку в электронный микроскоп или не включаем компьютер. А прозрения пророка и жреца, художника и поэта, ученого и изобретателя – это как раз те моменты, когда компьютер их души включен, благодаря особым задаткам их личности и многолетней тренировке, и их включенный "компьютер" начинает принимать  неземную, божественную  информацию, прямо с хард-драйва Вселенной.

Хотя я как бы упредил только что моих возможных оппонентов вымышленным рассказом о провидце времен Достоевского и тем самым уже предварительно охладил, скорей всего, их оппонентский пыл, но все равно я уверен: многие и в наши дни – дни телевидения и интернета – ну, никак не могут терпимо относиться к таким беспочвенным, как им кажется, фантазиям. Антинаучным. Эзотерическим.

Нет, я тоже не уверен в этой фантазии. Но я не уверен и в том, что над ней стоит смеяться.

Я никогда не участвовал в сеансах спиритизма (так уж получилось, – хотя мой одесский друг Игорь Павлов проводил такие сеансы у себя дома, а другой мой одесский друг Фима Ярошевский описал их в своей повести[4]), я никогда не ходил к гадалкам, не участвовал в опытах по чтению чужих мыслей, – то есть я всегда относился как будто бы к наиболее здравомыслящей части человечества. И тем не менее я считаю, что все эти, казалось бы, несерьезные чудеса должны быть серьезно рассмотрены в наши дни как гипотеза.

Гипотеза об информационных волнах; или об информационной плазме; или об информационном слое; или об информационном пространстве; или о хард-драйве Вселенной... Назвать этот феномен можно по-разному.

Представим себе такую картину.

Как один из видов материи вода бывает в трех состояниях:

1. твердое (лед),

2. жидкое (собственно вода),

3. газообразное (пар).

Так же и материя в целом – бывает в трех состояниях:

1. вещество (неживое – статичное, как лед),

2. существо (живое – подвижное, как вода),

3. мысль (витающая – неуловимая, как пар).

Недаром ведь поэты с давних пор сравнивали мысль с эфиром[5]; а известный польский писатель-фантаст Станислав Лем в своей повести "Солярис" создал образ мыслящего газообразного океана в космосе. Впрочем, я предпочитаю более современное сравнение – с хард-драйвом.

Живое существо накапливает в процессе жизни опыт. А когда живое существо умирает, то умирает лишь его тело (компьютер), а душа (компьютерная запись его опыта) пополняет собой хард-драйв Вселенной. Сам же хард-драйв Вселенной живет какой-то не известной нам, не видимой для нас жизнью, – и души умерших живут в нем вечно; но как они там живут – это для нас загадка. Их громадный совокупный опыт в составе хард-драйва Вселенной управляет всеми нами, курирует нас; мы интуитивно чувствуем это – одни из нас в большей степени, другие в меньшей, – и называем данный  интуитивно чувствуемый нами феномен Создателем, Творцом, Абсолютом. БОГОМ.

Существует поверье, что душа отлетает от тела лишь через 40 дней после смерти. А может, это поверье – отнюдь не предрассудок:  может, действительно лишь через 40 дней информация с дискеты души инсталлируется на хард-драйв Вселенной?

А загадочные видения людей после реанимации? Не являются ли они воспоминанием о начавшейся было, но прерванной реаниматорами инсталляции бессмертной души того, кто находится в состоянии клинической смерти, на хард-драйв Вселенной?

Не являются ли магические приемы народных знахарей-жрецов и целителей-экстрасенсов – экстремальным прорывом в сокровищницу вечного медицинского сверхзнания, позволяющего чудесно вылечивать даже тех, кто безнадежны пока для так называемой научной медицины?

Иногда компьютерщик временно записывает информацию с дискеты на хард-драйв своего компьютера, чтобы переписать ее на другую дискету, – а потом стирает ее с хард-драйва, если она больше там не нужна; не так ли и телепат-индуктор временно записывает свою информацию на хард-драйв Вселенной, чтобы другой телепат-реципиент – находящийся даже на другой стороне Земного шара – мог ее списать оттуда?

И, может, действительно спиритам удается вызывать подобные дискеты души умерших людей прямо с хард-драйва Вселенной – и получать таким образом ответы на свои вопросы из первоисточника?

Да и просто сновидения... Может, заторможенный во время сна мозг более чувствителен к индукции с хард-драйва Вселенной – и отсюда все эти вещие сновидения: с предупреждениями об опасности, с откровениями для исследователей и с предсказаниями будущего для пророков.

Возможно, и психика всякого рода юродивых – шизофреников, контуженых, дефективных от рождения и т. п. – именно из-за своей болезненности, покалеченности тоже особо чувствительна к индукции с хард-драйва Вселенной; поэтому юродивые и в почете у разных религий.

В нашу эпоху – эпоху научно-технической революции – физики открывают все новые и новые виды волн, и кто знает: может, им предстоит еще открыть и специфические информационные волны?

В этом и заключается, по-видимому, провидение религий: о том, что когда-нибудь Бог заберет всех праведников в рай – в рай сверхинформации. И действительно в том раю наши дискеты души будут испытывать  неземное, божественноенаслаждение, ибо наслаждение – это тоже информация, и лишь сверхинформация может принести сверхнаслаждение. А праведники – это как раз те, кто праведно накапливали всю свою жизнь информацию о наслаждении в общую копилку сверхнаслаждения на хард-драйве Вселенной: и прежде всего это творческие люди – опять-таки те же изобретатели и ученые, поэты и художники, жрецы и пророки; применяемый по отношению к ним этот термин – творцы – как нельзя более явно роднит их с самим непостижимым пока нами высочайшим Творцом.

И не случайно, видимо, профессионально красноречивые, поэты образно воссоздали в слове все эти свои интуитивные ощущения как крылатого коня Пегаса  (вдохновение) доставляющего их якобы на священную гору Парнас  (к хард-драйву Вселенной), где к ним и нисходит прекрасная дева Муза  (дискета сверхинформации).

 

СВЕРХМЫСЛИТЕЛЬ И СВЕРХРАЗМНОЖИТЕЛЬ

Я неоднократно возвращался к моей гипотезе о плазме мысли (Электронном Мозге Вселенной, Хард-драйве Вселенной, Боге-Суперинтернете, Святом Духе). Но в последние годы все больше проникаюсь ощущением, что наша жизнь управляется и еще одной – назовем ее так: плазмой размножения.

Итак, нами совместно управляют две Космические Силы: Сверхмыслитель и Сверхразмножитель. А в каждом индивидууме – как человеческом, так и животном – имеются два "приемника" сигналов этих двух Сил: Мыслительный Приемник (МП) – головной мозг; и Размножительный Приемник (РП) – половой орган.

МП у обоих полов практически одинаковый, а РП имеется двух разновидностей: мужской и женский. МП функционирует у каждого индивидуума самостоятельно, а РП требует сотрудничества двух разнополых индивидуумов.

МП ведет нас по жизни постоянно, – кроме того времени, когда мы спим, потеряли сознание или находимся в коме. А РП ведет нас лишь эпизодически, когда находит подходящий момент для своего функционирования – в смысле безопасности и наличия партнера противоположного пола. Поэтому б'ольшую часть времени наш МП активен, а РП пассивен; но когда начинает активничать РП, временно становится пассивным МП.

Так я и вижу сейчас каждого из нас – как тело, управляемое двумя этими центрами (илл.).

Дисгармония взаимодействия МП и РП – провоцирует всяческие патологии. А гармония их взаимодействия – обеспечивает нам физическое и психическое здоровье.

 

НУЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ?

Если человек хочет, чтобы его молитва дошла до Бога, то он должен лучше понимать, кому из Троицы – Богу-Вселенной, Богу-Инопланетянину или Богу-Суперинтернету – он молится.

Богу-Вселенной глупо молиться – Вселенную надо изучать при помощи светских наук и взаимодействовать с ней по законам природы. Богу-Инопланетянину, конечно, можно молиться – как представителю несравненно более высокой, небесной цивилизации, – но, если уж имеется такая необходимость, то лучше показывать свою лояльность к Нему конкретными делами, как это делали Енох, Авраам, Моисей и др. А плодотворно молиться – лишь Суперинтернету (Богу-Духу), который видит и слышит тебя всегда, и на волны твоей молитвы посылает встречные волны, помогающие тебе жить в большей гармонии со Вселенной.

Пока наши приборы не в состоянии уловить такие волны. Вот что писал об этом основоположник учения о биосфере Владимир Вернадский (XIX-XX вв.): "Из невидимых излучений нам известны пока немногие. Мы едва начинаем сознавать их разнообразие, понимать отрывочность и неполноту наших представлений об окружающем и проникающем нас в биосфере мире излучений, об их основном, с трудом постижимом уму, привыкшему к иным картинами мироздания, значении в окружающих нас процессах. <...> Нам трудно, может быть, и невозможно, образно представить себе эту среду, космическую среду мира, в которой мы живем и в которой – в одном и том же месте и в одно и то же время – мы различаем и измеряем по мере улучшения наших приемов исследования все новые и новые излучения". ("Биосфера в космосе").[6]

Что же касается молитвы, то даже основоположник космонавтики Константин Циолковский (XIX-XX вв.) видит в ней смысл: "Есть явления, которые можно объяснить только вмешательством иных существ. Например, разумное и умеренное обращение к высшим силам /молитва/ исполняется кем-то, в особенности когда просящий получил их /небесных интернетщиков/ расположение и действительно нуждается в поддержке. С нашей точки зрения, это если не совсем ясно и фактически не доказано, но возможно". ("Космическая философия").[7]

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТЕИЗМ

Политеизм (греч. poly – много, theos – бог) – многобожие. Монотеизм – (греч. monos – один, theos – бог) – единобожие.

С учетом того, что у истоков цивилизации homo sapiens стояли инопланетяне, происхождение первичного политеизма землян можно объяснить так.

Инопланетяне, принявшиеся цивилизовать Землю, представлялись диким тогдашним землянам всемогущими богами. У инопланетян были свои начальники: командующий их войсками воспринимался землянами как бог войны, начальник управления авиацией – как бог неба, начальник управления лесами – как бог леса, начальник управления водными ресурсами – как бог воды и т. д.; а рядовые инопланетяне представлялись землянам – ангелами (д'ухами, демонами, бесами, джиннами). Так и появился политеизм.

А теперь обратим внимание на множественность имен Бога в Библии.

В "Еврейской энциклопедии" имеется многостраничная словарная статья "Имена Божьи"[8]. Сколько же их? "70 имен Божьих явных, остальные все тайные; их бесконечное множество".[9]

Вот, например, четыре наиболее распространенные из этих имен: "И сказал Бог Моисею:

– Имя мое ты хочешь знать? По делам Моим Я обозначаюсь. Когда сужу людей, Я называюсь Элохим; когда воюю с грешниками – Цебаот /Саваоф/; когда отношусь к ним долготерпимо – Шаддай; когда же Я милую мир свой, меня называют Господом".[10]

Рассмортим эти четыре имени несколько подробней.

Элохим: "Элохим есть множественное число /!/ от Эль или Элоах (араб. Аллах)".[11] "Имя Эль встречается как обычное и общее обозначение Бога не только у евреев, но и у ассирийев и финикийцев".[12]

Т. е. Эль – это Бог, а Элохим – боги. Значит под именем Элохим речь в Библии идет не о едином Боге, а о многочисленных богах-инопланетянах?

Священники-монотеисты никак не могут допустить, чтобы это множественное число вызывало ненужные вопросы у паствы – и поэтому во всех переводах Моисеева пятикнижия они так или иначе стараются подогнать "богов" под единого Бога.

Пример: "Но если раб скажет:

– Люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю.

То пусть господин его приведет его пред богов /!/ и поставит его к двери или косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно".[13]

В оригинале – "Элохим", которое переводчик русской христианской Библии честно перевел как "боги" ("пред богов"). Но догма монотеизма заставила его все-таки "уточнить" – в подстраничной сноске: мол, слова "пред богов"  надо понимать как "пред судей".

Другой же переводчик, переведший на русский язык то же Моисеево пятикнижие, подтасовал это место более прямолинейно, попросту заменив, вопреки оригиналу, множественное число – единственным: вместо "боги" – "Бог".[14]

Но это в переводе, сделанном в России. А в другом русском переводе, сделанном в Израиле, другой переводчик пошел в подтасовке еще дальше: в этом месте, вместо "пред богами" он произвольно перевел "пред судей".[15] Это как будто бы аналогично христианскому переводу; но там в основном тексте дан все-таки правильный перевод – "пред богами", а подтасованный дан лишь в сноске.

Еще упоминания в Библии – именно "богов":

"Бог богов /!/, Господь возглаголал, и призывает землю от восхода солнца до запада".[16] Тут имеется главный – это Бог, Господь; а его подчиненные – боги.

"Да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги /!/".[17] Тут главный Бог – Он ("Ним"), на что указывает заглавная буква; а Его подчиненные – боги, как и в предыдущем примере.

В общем, даже в сам'ой якобы монотеистической Библии проскаивают иногда "боги" вместо "Бог"!

Цебаот /Саваоф/: "По одним /источникам/, оно /это имя/ означает «Бог небесных воинств» (светил)... По другим, эта формула рисует Бога как Господа израильских воинств. Это мнение подтверждается, Исх., 12, 41, где израильтяне обозначаются как «воинства Господа» и, главным образом, I Сам., 17, где формула «Господь Саваоф» как бы прямо объясняется словами: «Господь боевых рядов Израиля»".[18]  Итак, Цебаот – это главнокомандующий.

Шаддай: "Обычно его переводят через «Всемогущий»... Возможно, однако, что первоначальное обозначение этого имени было «владычествование» или «всё побеждающая мощь» и что это значение прочно утвердилось в имени Шаддай".[19] Итак, Шаддай – это диктатор.

Господь: "Евр. слово «адон»=«господин» в значении «собственник и властелин» – это титул, который принадлежит не только Богу как Властелину и Собственнику «всей земли»... но и человеку, напр. царю... лицу, у которого находятся в услужении... супругу..."[20] Итак, Господь – это хозяин.

А вот еще несколько любопытных имен Бога: Логос[21] ("мысль, разум"[22]); Шехина[23] ("дослолвно «пребывание», «проживание»"[24]); Кормилец Вселенной[25]; Руководитель космоса[26]; Знаток[27]; Художник[28]; Врач[29]; Крепость[30]; Небо[31]...

Встречая все эти имена, трудно отделаться от мысли, что они принадлежали разным богам (и лишь впоследствии теологи-монотеисты стали приписывать их одному Богу).

Логос? Президент Академии наук. Шехина? Комендант резиденции. Кормилец Вселенной? Министр сельского хозйства. Руководитель космоса? Главный специалист по космосу. Знаток? Главный редактор энциклопедии. Художник? Главный дизайнер. Врач? Министр здравоохранения. Крепость? Министр обороны. Небо? Министр воздушного транспорта.

...Первичный политеизм землян был естествен. А потом властителями был придуман монотеизм: чтобы от имени Единого Бога его наместник на Земле мог быть неограниченным диктатором.

Но в эпоху просвещения – в эпоху свободы, равенства и братства – диктатура сменяется в конце концов демократией, а закрепощающий монотеизм сменяется раскрепощающим политеизмом. С эволюцией homo sapiens, его религиозность эволюционирует так: политеизм → монотеизм → политеизм.

Научное, нерелигиозное понимание Вселенной – это и есть современный политеизм.

 

ПРОЦЕНТ УВЕРЕННОСТИ

В общем смысле любая мысль (идея, размышление, соображение, догадка, предположение, осознание, постижение, понимание, позиция, взгляд, принцип, довод, убеждение, воззрение, точка зрения) – представляет собой гипотезу. Но степень гипотетичности бывает разной; поэтому, кроме самой мысли, важен и процент уверенности в данной мысли высказавшего ее. Изредка уверенность приближается к 100%, чаще всего – значительно меньше. (Полная же, 100-процентная уверенность может быть лишь у Бога, если Он существует).

"Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира".[32]

Традиционно не принято говорить о проценте уверенности собственной высказанной мысли. Наоборот, принято настойчиво, громким голосом, с энергичной жестикуляцией – как говорится, с пеной у рта – отстаивать свою точку зрения. Делая вид, что уверенность – 100-процентная. (Как у Бога).

И это вносит помеху в коллективное выяснение истины, создает ложное представление о псевдовысоком проценте уверенности высказанной мысли.

Особенно много псевдовысокого процента уверенности – в религиях. Там считается, что лучшие прихожане – это те, кто верят безоглядно, слепо, фанатично. Священнослужители стараются именно до такого состояния зомбировать прихожан, – чтобы ими было легче манипулировать.

А если бы в религиях стали честно указывать на свой процент уверенности, то оказалось бы, может быть, так: что у мусульман он, в среднем, – 30%, у христиан – 20, у буддистов – 10 и т. д. Так что, когда речь идет о противостоянии современных религий, то в действительности – это противостояние не столько религий, сколько национальных традиций.

Увы, псевдовысокий процент уверенности распространен и в науке, – которая любит кичиться своей объективностью, а на деле бывает иногда весьма субъективной. Особенно это заметно в тоталитарных странах, вроде Советского Союза или Арабских Эмиратов. Но и в свободных странах часть ученых злоупотребляют своим авторитетом, стараясь, подобно священнослужителям, скрывать процент уверенности, – а точнее неуверенности в своих научных идеях.

Я же стараюсь всегда честно заявлять о степени уверенности в том, что я утверждаю. Но так как это пока не принято делать в процентах, то я делаю это вводными словами, – что я и декларировал уже в одной из своих книг: "Содержание этой книги – лишь  гипотеза. Я многократно употреблял тут такие "осторожные" вводные слова, как: по-видимому, видимо, очевидно, как видно, вероятно, возможно, может быть, пожалуй, скорей всего и т. п. Но, к сожалению, я не мог употреблять их так часто, как мне хотелось бы, потому что тогда своим однообразием они переутомили бы читателя, а также неинформативно увеличили бы объем текста. Тем не менее подчеркнутая этими вводными словами гипотетичность содержания присутствовала в книге постоянно".[33][32]

Когда люди – священнослужители и ученые, да и все остальные – привыкнут указывать процент уверенности своей мысли, то коллективное мышление станет более честным. А значит, и более продуктивным.

Меньше будет возникать ненужных конфликтов, а то и войн.

Кстати, мой процент уверенность в данном моем размышлизме – 90.

 

КОСМЯНЕ

Запрос Валерия Спитковского, референта отдела НАСА в Бостонском музее науки (США):

Каково ваше мнение о роли палеовизитологии на современном историческом этапе?

Мой ответ:

Только в наши дни палеовизитология начинает понемногу из паранауки превращаться в науку. Работы русского физика Константина Циолковского, швейцарского журналиста Эриха фон Дэникена, американского астронома Карла Сагана и других энтузиастов этого направления исследований привлекают все большее внимание ученых разных специальностей.

Пока палеовизитология представляет собой лишь комплексную гипотезу, но когда ее реальность станет научным фактом, человечеству придется пересмотреть все свои основные ориентиры. Религиозную веру сменит вера в законы космоса; оружие понадобится не для внутрипланетных войн, а для пресечения возможной агрессии инопланетян; космические исследования станут стержневым направлением экономики; подобно полярным станциям в Арктике и Антарктике появятся колонии землян на Луне, Марсе и на все более дальних небесных телах; мощнейший импульс развития получат также такие науки, как биология, медицина, химия, электроника, геология и т. д.

Как земляне, с точки зрения эволюции человека, мы относимся к неоантропам, кроманьонцам. Но на следующем этапе эволюции мы станем людьми космоса – космянами, – с глобальным улучшением нашей породы: мы станем относительно бессмертными (будем жить по несколько тысяч лет), наш мозг станет более изощренным, и наша социальная организация станет продуктом совершенного разума.

А пока нам надо и дальше развивать космические исследования, а также глубже осознавать палеовизитологию как ключ к провидению – через прошлое – будущего, чтобы понимать, куда мы движемся.

 

Три муравья

...Человек, в ботинках, шляпе и всем остальном, сел на пенек в парке и стал вычислять в своей записной книжке траекторию космического корабля.

Невдалеке от пенька находился муравейник. И вот три муравья – Муравей-Ученый, Муравей-Поэт и Муравей-Пророк – почуяли запах Челове­ка и смело пошли в его сторону. Муравей-Ученый залез на ботинок Чело­ве­ка, Муравей-Поэт забрался на его шляпу, а Муравей-Пророк прошелся да­же – представьте себе! – по записной книжке с вычислениями космической траектории.

Когда муравьи вернулись в муравейник, они стали делиться впечат­лени­ями.

– Человек – это просто Ботинок, Попирающий Землю, – сказал Муравей-Ученый.

– Э, нет, – сказал Муравей-Поэт. – Человек – это существо гораздо более возвышенное: это Шляпа, Из-под Которой Открываются Невиданные Горизонты.

– Сосредоточившись на частностях, вы упустили главное, – сказал Му­­ра­вей-Пророк. – Человек – это не Ботинок и не Шляпа. Человек – это Вычислитель.

– И что же он, по-твоему, вычисляет? – спросили Муравей-Ученый и Муравей-Поэт.

– Судя по сложности вычислений... – Муравей-Пророк задумался. – Полагаю, – вдруг уверенно заявил он, – что Человек вычисляет... сколько тлей нам надо запасти на зиму в нашем муравейнике!

– 0!!! – восторженно воскликнули Муравей-Ученый и Муравей-Поэт. – Так значит, Человек – это Тот, Кому Ведомо Неведомое!

Пока муравьи делились впечатлениями, Человек закончил свои косми­ческие вычисления, поднялся с пенька и ушел.

А в муравейнике события продолжались. Муравей-Ученый написал диссертацию о Человеке-Ботинке, Попирающем Землю; Муравей-Поэт сочи­нил поэму о Человеке-Шляпе, Из-под Которой Открываются Невиданные Горизонты; а Муравей-Пророк пророчествовал о Человеке-Вычислителе Ко­­ли­чества Тлей. И весь муравейник стал теперь чтить этот пенек, муравьи-паломники постоянно лазили по этому пеньку, на котором сидел когда-то Тот, Кому Ведомо Неведомое.

 

 

 

 

 



[1] Б. Спиноза, Этика (Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье, пер. с голл. А. Рубина; Трактат об усовершенствовании разума, пер. с лат. Я. Боровского; Этика, пер. с лат. Н. Иванцова). –М., Мир книги, Литература, 2010, стр. 142 – см.: http://edvig.narod.ru/spinoza.htm.

 

 

[4]"–А знаешь, в этих спиритических сеансах что-то есть, – высказал осторожное предположение Фима.

– Вот именно! – рявкнул Диаблов. – Наконец ты это понял!" ("Провинциальный роман-с". –  Нью-Йорк, Lifebelt, 1998.).

[5]"Эфир (aijhr) – в др.-греч. мифологии самый верхний, чистый и прозрачный слой воздуха; местопребывание богов" ("Малая советская энциклопедия").

[6] Вернадский, стр. 35-36.

[7] Циолковский, стр. 467.

[8] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 8, стр. 129-140.

[9] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 8, стр. 138.

[10] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 8, стр. 134.

[11] "Библейский словарь", составитель Э. Нюстрем, пер. со швед. под ред. И. Свенсона. – Торонто, Мировая христианская миссия, 1989, словарная статья "Бог".

[12] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 8, стр. 132.

[13] "Библия", в русском переводе. – М., Синодальное издание, 1989, Исход, 21, 6.

[14] "Учение. Пятикнижие Моисеево", пер. И. Шифмана. – М., Республика, 1993., Исход, 21, 6.

[15] "Пять книг Торы", пер. Д. Йосифона. – Иерусалим, Мосад Арав Кук, 1975, Исход, 21, 6.

[16] "Библия", в русском переводе. – М., Синодальное издание, 1989, Псалтырь, 49, 1.

[17] "Библия", в русском переводе. – М., Синодальное издание, 1989, Псалтырь, 96, 7.

[18] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 15, стр. 780-781.

[19] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 8, стр. 132-133.

[20] "Библейская энциклопеди Брокгауза", составители Ф. Ринекер, Г. Майер, пер. с нем. В. Иванова, А. Карельского, Д. Щедровицкого. – Кременчуг, Християтска зоря, 1999, словарная статья "Господь, господин, государь".

[21] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 15, стр. 780-781, т. 8, стр. 137-138.

[22] "Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина", компакт-диск (в электронном сборнике "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"), словарная статья "Логос".

[23] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 8, стр. 138.

[24] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 16, стр. 20.

[25] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 4, стр. 741.

[26] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 4, стр. 741.

[27] "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 4, стр. 741.

[28] "Библия", в русском переводе (М., Синодальное издание, 1989) – Книга притчей Соломоновых, гл. 8, 30; "Еврейская энциклопедия", в 16-ти томах (СПб, Изд-во Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, 1908-1913.  – М., Терра, 1991), т. 4, стр. 744.

[29] "Библейская энциклопеди Брокгауза", составители Ф. Ринекер, Г. Майер, пер. с нем. В. Иванова, А. Карельского, Д. Щедровицкого. – Кременчуг, Християтска зоря, 1999, словарная статья "Имена Бога".

[30] "Библейская энциклопеди Брокгауза", составители Ф. Ринекер, Г. Майер, пер. с нем. В. Иванова, А. Карельского, Д. Щедровицкого. – Кременчуг, Християтска зоря, 1999, словарная статья "Имена Бога".

[31] "Библейская энциклопеди Брокгауза", составители Ф. Ринекер, Г. Майер, пер. с нем. В. Иванова, А. Карельского, Д. Щедровицкого. – Кременчуг, Християтска зоря, 1999, словарная статья "Имена Бога".

[32] "Глоссарий психологических терминов" (Под. ред. Н. Губина. – М., Наука, 1999), словарная статья "Гипотеза".

 

Hosted by uCoz