Л.
Шиффман,
От
текста к
традиции
(история
иудаизма в
эпоху
Второго
Храма и в
период Мишны
и Талмуда),
пер. с англ. А.
Сиверцева,
Москва
– Иерусалим,
Мосты
культуры –
Гешарим, 2000.
История
иудаизма
начинается в
ранний
период
второго
тысячелетия
до н.э. в
Месопотамии,
где в
результате
разрушения халдейского
города Ур и
других
внешних
обстоятельств
произошла
миграция
населения.
Среди двинувшихся
на север в
Ассирию была
семья, которой
суждено было
понять, что в
мире существует
лишь один
Бог. Эту
семью, согласно
библейскому
преданию,
последовательно
вели Авраам,
Исаак, Иаков
и их жены.
Позже они
переселились
в землю,
называемую
тогда
Ханааном, и
развили там
монотеистическую
идею. (Стр. 23-24).
В
действительности
не вызывает
сомнения, что
различные
группы присоединились
к
израильтянам
во время
Исхода и
странствия
по пустыне
(как и во
время завоевания
Ханаана), но
столь же
очевидно, что
к этому времени
народ
Израиля
обладал
сильным чувством
единства и
достиг
высокого
уровня групповой
самоидентификации
и сплоченности.
(Стр. 24-25).
Более
того, в
декабре 167 г. в
Храме были
введены
идолопоклонство
и культовая
проституция.
(Стр. 78).
Из
книг Эзры и
Неемии
становится
понятно, что
только
незначительное
меньшинство
вавилонских
евреев
вернулось в
Землю Израиля.
(Стр.83).
На
эллинистический
период
приходится
зарождение
многих
элементов
классического
антисемитизма.
Позднее
антисемитизм
стал носить
двоякий
характер: он
мог либо объясняться
социально-экономическими
причинами,
либо
исходить из
образа еврея
как убийцы
Христа.<...> В
эллинистический
период евреи
жили в тесном
контакте со
своими
соседями, но
в будущем им
предстояло
столкнуться
с самым серьезным
из кровавых
наветов:
обвинением в
богоубийстве.
(Стр. 92).
Как
уже
говорилось,
саддукеи
отрицали
идеи
посмертного
воздаяния и
бессмертия
души. Они не
верили в ангелов
как в
сверхестественные
существа, хотя
не могли не
признавать
боьшого
количества
божественных
"посланников",
упоминаемых
в Библии. В
соответствии
с их представлениями
о полной
свободе
человеческой
воли, Бог не
принимал
участия в
людских
делах. (Стр. 109).
Среди
сокровенных
знаний,
которые
надлежало
держать в
тайне, были
имена
ангелов. (Стр.
113).
Характерной
чертой
ессеев была
воздержанность
и отказ от
роскоши.
Имущество
было необходимо
лишь для
удовлетворения
жизненных
потребностей.
(Стр. 113).
Сильнее
всего
аскетизм
проявлялся
среди тех,
кто брал на
себя обет
безбрачия. В
то же время
есть
основания
полагать, что
во многих
случаях
отказ от
брака не был
изначальным
и вступал в
силу к концу
жизни, когда
человек уже
имел детей.
(Стр. 113).
В это
время то, что
потом
превратилось
в христианство,
было одной из
еврейских
сект, и именно
с этой точки
зрения мы
будем
рассматривать
данное
явление. <...> Многие
из его идей
были близки
идеям других
современных
ему сект,
включая
фарисеев,
секту
Мертвого
моря и апокалиптические
группы. (Стр. 144, 145).
Эта
идея
основывалась
на
пророчествах
о Дне Господа
(Судном дне).
Уничтожение
зла должно
было
привести к
началу
утопической
мессианской
эры, в
которой было
бы создано идеальное
общество и
восстановлена
монархия
дома царя
Давида. Когда
в I в. н. э.
зарождалось
христианство,
его
приверженцы
полагали, что
они вступили
в период
исполнения
всех этих
чаяний. Иисус
для них
ассоциировался
с Мессией из
рода Давида,
который
предвещал
окончательное
искоренение
зла. (Стр. 144-145).
На
основании
имеющихся
отрывочных
свидетельств
невозможно с
точностью
установить,
какие именно
события
привели к
распятию
Иисуса,
однако нам
хорошо
известны
трагические
последствия
широко
распространенного
среди
христиан
мнения о том,
что в этом повинны
евреи. (Стр. 146).
Лишь
позднее, к
концу
сложения
Нового Завета
во второй
половине I в.
н.э., возникла
идея божественности
Иисуса из
Назарета.
(Стр. 146).
В
ранних
евангельских
текстах,
описывающих
споры между
Иисусом и
фарисеями по
вопросам еврейского
закона, не
наблюдается
острой враждебности.
Распятие
рассматривалось
как дело рук
римлян,
которым
помогала
часть (вероятно,
эллинизированных)
священников.
(Стр. 147).
В
какой-то
момент в I в. н. э.
редакторы
Нового
Завета четко
осознали, что
они не являются
больше
частью этого
народа, и
стали
описывать
дискуссии
Иисуса как споры
со всеми
евреями, а не
с отдельными
их течениями,
чего можно
было ожидать
в случае внутриеврейских
разногласий.
После того как
христиане
начали
воспринимать
евреев как
"чужих",
оставался
лишь один шаг
до мысли о
том, что все
евреи
повинны в
отвержении
Иисуса и,
следовательно,
в том, что его
мессианская
задача
осталась
невыполненной.
(Стр. 147).
Образ
еврея –
убийцы
Христа
получал все
большее
распрстранение,
а нападки на
иудаизм
стали нормой
в
христианских
проповедях.
(Стр. 149).
Фарисеи
возводили
свои
внебиблейские
правовые и
экзегетические
/толковательные/
традиции к
"традиции
отцов" или
"неписаным
законам". Тем
не менее
нигде не встречается
утверждения
о том, что эти
традиции
были даны на
Синае. Таннаи,
как будет
показано
далее,
утверждали,
что их
внебиблейские
традиции,
многие из которых
были
унаследованы
от фарисеев,
являются
частью
устного
закона – второй
Торы,
ниспосланной
Богом Моисею
на Синае
наряду с
письменным
законом. (Стр.
171).
В
какой-то
момент между
концом I в. до н. э.
и I в. н. э.
возникло
представление
о том, что
устный закон,
наряду с
письменным,
был дарован
на Синае.
Некоторые
современные
исследователи
объясняют
этот процесс
желанием
мудрецов
Явны
укрепить
свою власть,
приписав
собственным
традициям божественное
происхождение.
(Стр. 174).
Когда
в VI в. до н. э.
персы под
предводительством
Кира Великого
завоевали
Месопотамию
и позволили
евреям
вернуться на
родину, лишь
незначительная
часть
изгнанников
воспользовалась
этим
разрешением,
и еврейская
община Вавилонии
продолжала
расти. (Стр. 206).
Гонения
на евреев
вспыхнули с
новой силой в
правление
Кавада I (488 – 531 гг.
н. э.), поддержавшего
учение
Маздака
относительно
общественного
пользования
собственностью
и женщинами.
Легко понять,
что для
евреев это учение
было
неприемлемо.
(Стр. 210).
Фундаментальной
для
раввинистического
иудаизма
была вера в
то, что мир
сотворен единым
вечным Богом.
Этот Бог
всемогущ и
всеведущ. Он
создал мир
своим
повелением и
управляет
событиями,
происходящими
в нем. (Стр. 231).
В
конце времен
народ
Израиля
будет свободен
от
иноземного
владычества
и будет жить на
собственной
земле под
управлением
царя из рода
Давида:
мессии,
который
будет
смертным
человеком,
наделенным
особой
мудростью,
силой и
обязанностями.
С началом
мессианской
эры все
остальные
народы
признают
наконец истинность
Бога Израиля,
что, в свою
очередь,
приведет к
всеобщему
участию
народов в мессианской
эпохе. Все
станут
послушны
воле Бога и
будут
служить Ему
на Его
священной
горе. В
Иерусалиме
будет
восстановлен
Храм, и
воскресение
мертвых
вернет тех,
кто прожил
праведную
жизнь, к
вечной
радости. (Стр. 232-233).
Рабби
черпали свои
идеалы
семейной жизни
из Книги
Бытия. Она
начиналась с
идеи моногамии
как идеала
жизни в
Эдемском саду
и затем
принимала
многоженство
в качестве
компромисса,
иллюстрируя
связанные с ним
сложности
примерами из
жизни
патриархов.
(Стр. 245).
С
того момента,
как стали
доступны
аморайские
комментарии
в форме
Талмуда, весь
этот
материал
стал
фактически
новым
Писанием
иудаизма, а
авторитетность
Библии стала
определяться
ее интерпретацией
в рамках
раввинистической
традиции.
(Стр. 254).
Мы
проследили
историю
иудаизма на
пути от Храма
к дому учения
и синагоге,
от Торы – к Талмуду,
от
священников –
к рабби, от
текста – к традиции,
стараясь
показать
единство.
(Стр. 258).