УНИЧТОЖИТЬ
ВЕСЬ ТИРАЖ!
(реплика)
Скульптор
Михаил
Шемякин и
журналистка
Белла
Езерская –
заметные
фигуры в
культуре русского
зарубежья.
Мне
приходилось
иногда
встречать
людей,
которые
отрицательно
относятся к
творчеству
этого
скульптора, а
также и
таких,
которые
отрицательно
относятся к
творчеству
этой журналистки;
тем не менее
подавляющее
большинство
почитают их
таланты, к
данному
большинству
отношусь и я.
И вот
гром среди
ясного неба –
статья
Езерской о ее
судебном
конфликте с
Шемякиным
20-летней
давности[1].
Оказывается,
Шемякин
обвинил
тогда Езерскую
– а заодно и ее
издателя
Игоря
Ефимова[2]
– в том, что в ее
книге[3]
опубликована
клевета на
него, и
требовал материальной
компенсации...
в 10 миллионов
долларов (у
нее же тогда не
только 10
миллионов, но
и 10 тысяч не
нашлось бы!)
На
поверку, как
установил
суд, никакой
клеветы не
было. А было, с
одной
стороны, не
всегда, может
быть,
благоразумное
правдоискательство
журналистки,
а с другой, –
противоречивые
высказывания
скульптора о
своем отце:
то как о
пьяном
самодуре, то
как о
заслуженном
советском
офицере.
Материально
более
благополучный
в эмиграции,
скульптор
вообразил,
что нанятый
им дорогой
адвокат –
гарантия
выигрыша
судебного
процесса. А
не имеющей
денег на
адвоката
журналистке
пришлось
защищать
себя, в
основном, самой.
В
духе
советского
обычая
подавления
всякой
критики в
свой адрес,
истец, кроме
денежной
компенсации,
потребовал
еще ни много,
ни мало –
уничтожения
всего тиража
книги ответчика.
Тут истец
явно не учел
главного: что
в
Соединенных
Штатах –
более
ревностное
отношение к
свободе
слова, чем
привычное
нам по
Советскому
Союзу; а
также – и
более ревностное
отношение к
законности. В
результате
компенсацию
пришлось
платить не ответчику,
а самому
истцу –
правда, уже
не 10 миллинов,
а всего 8
тысяч.
Удивительно
то, что как
Езерская, так
и Шемякин –
политические
эмигранты,
выдавленные с
родины
советской
партократией,
т. е., казалось
бы, "товарищи
по
несчастью". И
вот, н'а тебе:
ожесточенное
противостояние,
инициированное
иском
Шемякина.
Думается,
что
описанное
Езерской –
это один из
заметных
штрихов
драматизма
недавней еще
истории
советской
политической
эмиграции в
Штатах.